Известный журналист, директор поморского института коренных и малочисленных народов Севера согласился ответить на вопросы Arh.aif.ru, рассказал об уголовном преследовании, норвежских деньгах и про «Поморскую республику».
«АиФ»: - Иван Иванович, расскажите, когда против вас было возбуждено уголовное дело? В чем конкретно вас обвиняли?
И.М.: - Преследование началось после съезда поморов в 2011 году. Тогда же в СМИ стали появляться странные статьи. Поморский вопрос начал всячески дискредитироваться. Выяснить тогда, кто за этим стоит, мне не удалось. В течение года шла мощная информационная война против нас.
Очевидно, что изначально планировалось провести громкий процесс по статье 275 («государственная измена»). Но, видимо, они не успели. И в мае 2012 года против меня было проведено досудебное расследование по статье 282 («возбуждение ненависти либо вражды»). Моих знакомых вызывали в правоохранительные органы, их просили собирать компромат на меня. Есть свидетели, которые могут подтвердить, что все это была четко спланированная кампания. В результате, против меня было возбуждено уголовное дело по 282 статье.
В конце июля в моей квартире прошел обыск. В тот же день было издано постановление уже по статье 275 о прослушивании моих телефонных переговоров на 180 дней. Оно продолжается и сейчас.
Сразу хочу заявить, что я абсолютно ни в чем не виноват. Своей вины не признаю – ее просто нет. Считаю, что этот процесс в духе 37-го года.
Норвежские деньги
«АиФ»: - Как вы прокомментируете обвинения в том, что вас финансово поддерживали норвежские спецслужбы?
И.М.: - С иностранными спецслужбами не работал. Никаких денег не получал. Лучшим доказательством этого является тот факт, что ни одна из поморских организаций не внесена в список иностранных агентов. Это официальная информация.
«АиФ»: - А обвинения в том, что вы хотите создать «Поморскую республику», имеют под собой почву?
И.М.: - Это тоже не соответствует действительности. Идея «Поморской республики» была выдвинута в 1991-ом году в газете «Волна», там была моя статья. Она называлась «Мы за Поморскую республику». Но в ней говорилось лишь о необходимости повысить статус области до статуса республики в составе РСФСР. Изначально эта идея появилась еще в недрах обкома КПСС Архангельской области. Но она утратила свою актуальность после прекращения парада суверенитетов. И данную тему мы больше не поднимали. А тот факт, что эту статью вытащили сейчас и пытаются ее вменить мне в вину – просто абсурден.
«АиФ»: - Поморы хотят особого статуса или признания?
И.М.: - Все, что мы требуем – в свое время требовало и правительство Архангельской области. Оно направляло в министерство юстиции представление о внесение поморов в перечень коренных малочисленных народов. Это все вполне законно. Но нам дважды отказали.
«АиФ»: - Скажите, у вас есть личная неприязнь или вражда с Ильей Азовским? В различных СМИ мелькала информация, что именно он написал заявление...
И.М.: - Как я понял, у Азовского (главный редактор газеты «Правда Северо-Запада» – прим. АиФ) ко мне какая-то неприязнь есть. Про «Поморскую республику» он дал статью в своей газете перед моим обыском. Можно было подумать, что я и сейчас призываю к созданию республики, а не 22 года назад. Думаю, что это прямой признак неприязни.
«Борюсь за правду»
«АиФ»: - А вы наняли себе адвоката или же сами будете защищаться в суде?
И.М.: - У меня нет профессионального адвоката. Я нанял специалиста, но уголовные дела в качестве адвоката он еще не вел. Нужно понимать, что по подобным статьям в России вообще нет адвокатской практики. Тем более ее нет в Архангельске.
К тому же, 275-ая и 282-ая статьи по сути являются политическими. А там, где политические вопросы – адвокатам очень тяжело защищать. Обвинение построено на экспертном заключении юриста. Независимую экспертизу делать запрещено, потому что адвокат не имеет такого права. Можно лишь сделать только экспертное исследование, но оно не будет служить доказательством для суда.
«АиФ»: - Покидать Россию не планируете?
И.М.: - Мне очень странно это слышать. С какой стати я должен покидать мою родину? Это земля моих предков.
«АиФ»: - Иван Иванович, как сейчас ваше состояние? Ходят слухи, что вы болеете…
И.М.: - Знаете, в 2011 году я много работал без отпусков. Мы проводили съезд поморов. Это была очень серьезная организационная работа. В дальнейшем я был приглашен ректором САФУ создать новый научно-образовательный центр. Наконец, перед самым отпуском против меня было возбуждено уголовное дело. Конечно, любой человек в данной ситуации будет психологически подорван. Но я себя чувствую хорошо. Борюсь за правду.
Досье: Иван Иванович Мосеев родился в Архангельске 14 декабря 1965 года. Окончил Архангельский медицинский институт. В данный момент является директором НОЦ «Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера» САФУ.