С 2013 года по недавнее время все, кто проезжал по трассе М8 Холмогоры, наблюдали, какие масштабные работы проводятся на участке дороги от ул. Дорожников до г. Архангельска. Основной объём работ выполняла компания «Автодороги» - генеральный подрядчик строящегося объекта, - которая не просто обновила, а практически заново построила новый путь.
Теперь к услугам автомобилистов четыре полосы движения в разных направлениях и четыре разноуровневые развязки (Северодвинская, Краснофлотская, Васьковская и Новодвинская), шесть путепроводов, подземные пешеходные переходы, искусственное освещение в населённых пунктах.
Без аварий
Основной проблемой трассы, до реконструкции, был перекрёсток в месте пересечения Северодвинской и Московской автодорог, при подъезде к архангельскому железнодорожному мосту, на котором постоянно образовывалась многочасовая пробка. Из-за сложности выезда с перекрёстка на основную дорогу и высокой интенсивности движения в этом месте нередко случались ДТП, которые лишь усугубляли ситуацию, вели к материальным убыткам и испорченным нервам.
Теперь водители абсолютно не мешают друг другу, проезжая в нужных направлениях в разных уровнях развязки, на возведение которой ушло свыше 200 тысяч кубометров песка и сотни кубометров железобетона. На всей обновлённой трассе полосы движения разделены между собой барьерным ограждением на две части - две полосы в одном направлении и две в другом. Такое разделение исключает возможность аварий с наиболее тяжкими последствиями - при лобовом столкновении автомобилей при выезде на полосу встречного движения.
«Проектом изначально предусматривалось сделать участок дороги максимально безопасным для движения транспорта и пешеходов, при этом большое значение придавалось и эстетическому восприятию, - рассказывает Николай ВАСИЛЬЕВ, заместитель генерального директора ООО «Автодороги». - Для примера - опоры освещения предусматривались в привычном для нас виде, никакой символики. Но хотелось чего-то особенного - имеющего непосредственное отношение к г. Архангельску, и решили: каждую опору должен украсить кораблик, макет которого был разработан в Санкт-Петербурге, по заказу ООО «Автодороги», фирмой «РосЭнергоСнаб»».
Этот символ - напоминание об Архангельске как первом кораблестроительном городе России. Ведь в мае 1694 года со стапелей основанной здесь в 1693 году Соломбальской верфи сошёл на воду первый коммерческий корабль «Св. Павел». Торговое судостроение в Архангельске опередило на пять лет военное судостроение, начавшееся, как известно, на донских берегах в Воронеже в 1696 году. А эти кораблики напоминают водителям: вы въезжаете в старинный центр судостроения.
Вдоль дороги в населённых пунктах таких, как, например, посёлок Зелёный Бор, ул. Дорожников, компания установила шумозащитные экраны, которые уменьшают шумовое загрязнение, делают проживание местных жителей более комфортным. Выполнены такие сооружения в виде сочетания металла и прозрачных вставок из пластика, на высоких металлических опорах. Смотрятся такие экраны надёжно, при этом конструкция не подавляет, а вписывается в окружающий ландшафт.
Металлический кораблик
Кроме генерального подрядчика ООО «Автодороги» на реконструкции трассы в разное время работало ещё 9 компаний. Одна из них - «СПК-МОСТ», которая занималась Транспортной развязкой № 1 (Новодвинская), подземным пешеходным переходом в Зелёном Бору, Транспортной развязкой № 2 (Васьковская), где в качестве пропуска транспортных средств под основной дорогой впервые применена новая арочная конструкция.
«Это действительно одна из уникальных арок, - рассказывает Владислав УТКИН, заместитель директора по производству ООО «СПК МОСТ». - У неё достаточно большой пролёт для арки гофрированной конструкции, его длина - 17,5 метра. Проектировщики решили, что такая арка подойдёт хорошо как путепровод, и завод взялся за это дело. Арка спокойно выдерживает все нагрузки, на которые рассчитана основная дорога. Это достаточно редкий случай, в России аналогов ей на сегодняшний день практически нет. Все подобные гофрированные конструкции начали делать в начале века в Канаде, потом в Европе в 70-х, подобные технологии у нас стали применяться достаточно недавно. Но развитие идёт, и практика применения таких конструкций будет расширяться».
Временно со своего старого места был демонтирован и вывезен знаменитый архангельский символ - «Кораблик», который «Автодороги» решили изготовить заново вместе с основным объектом. В качестве подрядчика была выбрана Северная судостроительная компания.
Игорь НОРКО, генеральный директор ООО «Северная судостроительная компания», рассказывает, что их задача состояла в том, чтобы сделать новое судно из металла, но чтобы внешне он не отличался от оригинала. «Это точная копия старого деревянного кораблика, но мы сделали его полностью из алюминия, - объясняет он. - Оставить хотя бы одну деревянную часть было нельзя - настолько со временем всё обветшало. Мы сделали всё, что было возможно: подняли документы середины 80-х на изготовление кораблика, все чертежи и восстановили его. Копировали всё, до мельчайших деталей в алюминии, восстановили даже те элементы, которые были со временем утрачены. Так что можно сказать, что это произведение искусства ручной работы. Кроме этого, мы сделали палубу кораблика антивандальной, чтобы те предметы, которые, бывает, закидывают на него, там не задерживались и скатывались. А если что-то и разобьётся - то на алюминий это никак не повлияет».
Сдали в срок
В процессе работы были и свои трудности. «В 2013 году мы выиграли торги на проведение работ на этом участке, - говорит Николай Васильев. - Начало было хорошим, и мы, и ООО «Севзапдорстрой», на тот момент наш основной субподрядчик, взяли хороший старт и по результатам 2013, 2014 г. в успехе не сомневались. Но конец 2014-го года принёс с собой экономический кризис, и как следствие - в начале 2015-го года объект был «заморожен», финансирование прекращено. Компания оказалась перед непростым выбором: прекратить работы или продолжить? Проблема была в том, что к тому моменту в штат предприятия нами дополнительно было набрано около ста человек квалифицированных специалистов, распустить которых означало в дальнейшем оказаться без рабочих рук. К тому же уже было начато строительство объектов, работы на которых по технологическим требованиям останавливать не рекомендуется: это путепроводы, это сама дорога, на которую в нижние слои покрытия были уложены тысячи тонн асфальтобетонной смеси. Специалисты поймут: остановиться, оставить все как есть при разумном подходе было нельзя. И мы решили рискнуть - продолжить строительство объекта за счёт собственных средств. Понятно, что этого было недостаточно, но главное было достигнуто - удалось сохранить коллектив и продолжить работы. Принять такое решение было бы труднее, если бы не поддержка заказчика - ФКУ «Упрдор «Холмогоры», в лице нашего земляка - Константина Викторовича ЧУПРОВА. С началом нового, 2016 года финансирование было возобновлено и темпы строительства резко возросли. Работа - круглосуточная, такая практика для дорожников в последнее время становится нормальным явлением».
Осенью реконструируемый объект проверяла комиссия филиала ФКУ «Росдортехнология». Её задача состояла в определении качества выполненных работ, степени готовности объекта к сдаче. Представители комиссии отметили высокое качество работ при отсутствии недоделок.
«Всё, что от нас требовалось, мы выполнили, - продолжает Николай Ильич. - Бывало, что морозы зимой доходили до -38, но материалы, от наличия которых в первую очередь зависит строительство, заготавливали в срок, скидок не делали даже на новогодние праздники. Летом возникали проблемы с подвижным составом. Месторождения есть, материал есть, а вывезти его нечем. Поставить на простой производство - нельзя, это и серьёзные убытки, и угроза срокам сдачи объекта. Всё, что негативно могло повлиять на ситуацию, исключили. Люди знали свою задачу и выполнили её. У нас большое предприятие, территориально оно раскинулось от Архангельска до Вельска, есть подразделения в Карелии. Поэтому с момента создания практикуем такую схему: в места производства работ при необходимости подтягивается техника, люди с участков. Столько, сколько нужно. Расселяем в гостиницах, общежитиях - создаём все нужные условия».
В планах ООО «Автодороги» - реконструировать трассу на Северодвинск, привести в порядок Краснофлотский мост и подъезд к аэропорту Талаги.
Основным видом деятельности ООО «Автодороги» является содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог. В качестве юридического лица организация была зарегистрирована 17 июня 2003 года. Сегодня организация занимается ремонтом и содержанием федеральной автомобильной дороги М8 Холмогоры и подъездом от неё к Северодвинску, общей протяжённостью 35 км, территориальных дорог и сооружений на них в шести районах Архангельской области в количестве 1512,328 км. Кроме того, компания осуществляет подрядные строительно-монтажные работы, производство асфальтобетона, добычу нерудных материалов и другие услуги.
ООО «Автодороги» лидируют в части содержания, эксплуатации и ремонта автомобильных дорог в Северо-Западном регионе.
В работах на трассе М8 Холмогоры принимали участие 10 компаний: «Автодороги» (150 человек), «Севзапдорстрой» (50 человек), «Дорстроймеханизация» (29 человек), «Центрсвязьстрой» (10 человек), «СПК-Мост» (30 человек), «Строймост» (23 человека), «Помордорстрой» (37 человек), «Автодороги-Пряжа» (19 человек), «Автодороги- Онега» (8 человек), «Автодороги-Питкяранта» (20 человек).
В преддверии праздника - Дня дорожника - ООО «Автодороги» поздравляет все дорожные коллективы Архангельской области, коллег из Вологодской области, Республики Карелии с профессиональным праздником.
В настоящее время на содержании предприятия ООО «Автодороги» содержится 2079,03 км дорог. Из них:
- Территориальные дороги - 1512,33 км
- Федеральная дорога М8 - 531,7 км
- Федеральная дорога «Подъезд к г. Северодвинск» - 35 км