Как нам подняться с колен?
-Игорь Анатольевич, регион Вам достался с «богатым приданым» в виде обременений, накопленных годами вседозволенности…
- В Архангельской области было запущено великое множество проектов. Именно запущено, а не сдано. Инициированные мною проверки выявили нарушения федерального законодательства и даже мошенничество. Посмотрите: почти 52 миллиона рублей бюджет региона не смог вернуть в результате банкротства компании «Вертикаль», возводившей спортивный центр на стадионе «Труд». На областной больнице по актам работы оплачены на 1 миллиард 19 миллионов рублей, в то время как выделено более 1 миллиарда 126 миллионов. В Подюге при строительстве школы канули в лету миллионы рублей, несмотря на это бюджетные средства подрядчику продолжали перечисляться.
Спорткомплекс в Североонежске, косторезное училище в Ломоносово сколько ещё придется строить? Архангельская область так и не выполнила ряд обязательств по отношению к Газпрому (большей частью они касаются строительства разводящих путей газопровода). К очередному Дню Победы недостроены ветеранские дома в Каргополе. В посёлке Октябрьском шифер на крыши домов социального квартала положен без рубероида, на Соловках асфальт - без подложки. В Вельске семьи с маленькими детьми заехали в новые дома молодёжного квартала, в которые подрядчик не подвёл воду и газ. Таких примеров в регионе – десятки! Кроме того, новое областное правительство получило в наследство нарастающий дефицит бюджета, снижение активности бизнеса в регионе, разорванность производственных цепочек, когда производитель не может найти покупателя и наоборот.
Прежде всего, нам очень важно закончить то, что не достроено, или выполнено некачественно, халявно. По отношению к недобросовестным подрядчикам принимаем кардинальные меры вплоть до расторжения государственных контрактов и проведения новых конкурсных процедур.
- Есть, на Ваш взгляд, инвестиционные проекты в регионе, которые помогут области подняться с колен?
- Конечно, есть. Пять из них вошли в перечень приоритетных в Северо-Западном федеральном округе. Так, скоро областной центр откроет новые воздушные ворота: до 2015 года будут модернизированы аэродромный и топливно-заправочный комплексы аэропорта «Архангельск», построен новый пассажирский терминал. Это стратегический шаг по укреплению транспортной системы региона, по освоению Арктики. В первоочередных планах правительства модернизация Соловецкого и Котласского аэропортов, а также портов в Архангельске и в Онеге.
Не так давно у меня прошла встреча с российско-норвежской компанией – инвесторы предлагают построить в Няндоме завод, выпускающий черные пеллеты: это уникальный энергетически ценный биоуголь, который можно производить из любой древесины, хранить даже под открытым небом, а использовать в любых угольных котельных. Уже разрабатывается проектно-сметная документация.
Соловки ожидают изменения
– Стало полной неожиданностью создание института заместителя губернатора по развитию Соловецкого архипелага. Никто из прежних руководителей области не подчёркивал таким образом стратегический интерес России на Соловках. Зачем это нужно?
– Духовность, культура, история – это, действительно стратегический интерес не только для Архангельской области, но и для всей России. И, надеюсь, для всего мирового сообщества.
К сожалению, прежде архипелагом занимались по остаточному принципу, ведь постоянных жителей там всего-то 800 человек. Между тем объект всемирного наследия Юнеско должен стать зоной особого ежедневного внимания. И контроля, если хотите: Соловки ожидают серьёзные экономические изменения. На развитие архипелага выделены и государственные средства, есть крупные пожертвования частных лиц. После ряда консультаций в администрации Президента страны и личной беседы с Патриархом я пришёл к выводу, что на Соловках необходимо представительство губернатора, которое постоянно, системно, комплексно влияло бы на все сферы жизни архипелага.
Соловецкий архипелаг требует целевой работы: необходимо проводить генеральную застройку посёлка Соловецкого, развивать ЖКХ и энергетику, музейный комплекс, определить точки взаимодействия с Русской Православной Церковью. И делать это нужно так, чтобы не нарушалось тонкое духовное и природное равновесие уникальнейшего архипелага.
Запланировано приобретение грузо-пассажирского или пассажирского судна для Соловков. Главное, наладить регулярное морское сообщение с архипелагом. Если судно будет в ведении областного бюджета, цены на проезд окажутся под контролем.
Об эскадрильи арктической авиации
- Многие позиции по освоению Арктики у нас перехватила Мурманская область. Каким образом Поморье будет «завоевывать» полярные территории?
- В одиночку освоение Арктики не потянуть ни Архангельску, ни Мурманску, ни Ямалу. Связь, системный мониторинг, комплексное обслуживание месторождений и сложных технических комплексов: работы хватит всем! Я считаю, что у нас вполне понятная перспектива – создание инфраструктуры по поддержке и эксплуатации полярных месторождений.
Возможностей у Архангельска не меньше, чем у Мурманска. К ним относятся исследования САФУ, сервисное обслуживание арктических работ северодвинскими предприятиями. Формируется портфель конкретных бизнес-проектов. Могу сказать, что к уже известным, по развитию Севморпути и строительству Белкомура, добавится создание отдельной эскадрильи арктической авиации, которая сможет обеспечивать суда во время высокоширотных экспедиций.
Архангельский центр Русского географического общества получил федеральный грант на первый в истории России научно-образовательный проект «Плавучий университет»: в нём будут задействованы ведущие научно-исследовательские институты Росгидромета, Северное управление гидрометслужбы, САФУ.
Интересы Северодвинска - защищать напористо
- В Архангельской области создается судостроительный инновационный территориальный кластер – с какой целью?
- Нам необходимо активно, напористо защищать интересы северного центра судостроения России. Кластер - это набор действий органов власти в производственной, научной, социальной сферах, нацеленный на конкретный результат под названием корабль. Кластер станет новым шагом в развитии Северодвинска, а также важнейшей составляющей в жизни области.
Проект поддержан на уровне федерации, создан совет кластера, в который войдут самые авторитетные в судостроении страны люди.
- Игорь Анатольевич, вы стали автором термина «агломерация архангельских городов». Народ активно обсуждает перспективу путешествий на троллейбусе из Северодвинска в Архангельск. Не верится, честно говоря …
- Создание северной агломерации на базе Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, а также южной, на базе Котласа и Коряжмы, позволит сконцентрировать силы для ускоренного развития малого и среднего бизнеса. Предлагаю, к примеру, по уму использовать земельные участки, расположенные между городами: для строительства гипермаркетов, культурно-развлекательных центров, аквапарков – такой опыт есть у наших центральных город, и, конечно, у зарубежных соседей.
Согласитесь, торговый центр между Архангельском и Северодвинском с кафе и ресторанами, комплексом спортивных залов, бассейном, большой и удобной автостоянкой привлек бы многих – этакий вариант семейного отдыха. Инвесторы уже присматриваются к этой теме.
Понятно, начинать агломерацию нужно с транспортной доступности. Что удобнее и выгоднее: троллейбусы, электрички, дополнительные автобусные маршруты? Будем решать и решим непременно. К примеру, сегодня мы изучаем варианты, например, есть предложение пустить от Архангельска до Северодвинска электромобили, которые помогут снизить стоимость проезда, уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу.
«Мы не должны быть беззубыми»
- Как будет развиваться глубинка?
- Выезжая в районы области, я всегда ищу то, что позволит идти вперёд всему региону. Не так давно я вернулся из южной командировки по области. Порадовало, что местный бизнес ставит планку высоко: не на уровне развитого в сельскохозяйственном отношении Вельского или, к примеру, Устьянского районов, а с позиций передового мирового опыта. Это роботизированная молочная ферма в селе Благовещенском, Устьянский лесопромышленный комплекс, молокозавод в Шангалах, Вельский деревообрабатывающий комбинат. К европейской планке тянется и туристический бизнес региона: комплекс спортивных сооружений в Малиновке, турбаза «Серебряный перекат» в Ракуло-Кокшеньге.
Позитивно и то, что в Вельском, Устьянском районах я увидел движение власти и бизнеса навстречу друг другу. Они стараются найти точки взаимодействия как для развития района в целом, так и для предпринимательства.
- Агропромышленный комплекс области, страдающий от продовольственной агрессии южных соседей, давно ждёт поддержки областной власти. Как Вы намерены помочь нашим сельхозпроизводителям?
- Мы не должны вести себя беззубо в конкурентной борьбе. Необходимо таким образом готовить конкурсную документацию, чтобы, не нарушая закона, поставки в бюджетные учреждения смогли бы проводить местные агропредприятия, выпускающие качественную натуральную продукцию, не порошковое, а натуральное молоко. Одно из предложений уже поступило и мне понравилось: в конкурсную документацию или техзадания для детских садов, школ, больниц включить технические условия, которые позволят закупать для бюджетных учреждений только свежие продукты с коротким сроком реализации.
Я готов в сжатые сроки рассмотреть пакет протекционистских мер, вынести этот вопрос на коллегию министерства сельского хозяйства.
- Как Вы проводите свободное время?
- Я трачу его на то, чтобы как можно больше узнать об истории и культуре Архангельской области в библиотеках, театрах, музеях. А в целом моё свободное время отличается от рабочего только тем, что на спектакль или выставку я могу взять с собой семью и снять галстук.
Досье
Игорь Анатольевич Орлов, род. в 1964 году в Украине, закончил Ленинградский институт авиационного приборостроения, свою карьеру начинал с работы электромонтера по ремонту электрооборудования машиностроительного предприятия «Звёздочка», г. Северодвинск, кандидат экономических наук, женат, имеет дочь и сына.