Видели несколько трещин на дорогах, которые всё лето ремонтировали. Это из-за мороза? Кто и когда будет восстанавливать полотно?
О. Бородин, Архангельск
Проспект Троицкий, набережная, Соломбала, 3-й лесозавод, 25-й лесозавод, Фактория, Затон - это неполный список. «Сейчас такие трещины - по всему городу, а весной в них вода попадёт. При отрицательных температурах начнётся разрушение покрытия и появятся ямы - кто будет ремонтировать?!» - возмущаются люди.
Битум не тот
Знают ли о трещинах дорожники? Самая серьёзная, как выяснилось, на Талажской эстакаде. Специалисты МУП «Архкомхоз» уже побывали там. По их словам, необходимости закрывать участок дороги нет, но, возможно, потребуется проведение дополнительной экспертизы конструкций моста.
Одна из причин ущерба, по мнению дорожников, перепады температур в диапазоне от плюсовых показателей до экстремальных морозов. В регионе в праздники температура опускалась до минус 42 градусов. Другой причиной называют качество битума, который используется сегодня на российских дорогах. «К сожалению, российский битум существенно уступает в качестве зарубежному, в то время как погодные условия у нас гораздо жёстче. Таким образом, на аномально низкие температуры используемый у нас материал попросту не рассчитан. В частности, согласно последнему российскому ГОСТу 2015 года, показатель температуры хрупкости битума, используемого в российских асфальтобетонных смесях, составляет всего минус 20 градусов Цельсия. Температурные условия ниже этого предела могут вести к разрушению дорожного полотна, даже при полном соблюдении технологии его укладки», - сказал советник директора дорожного агентства «Архангельскавтодор» Евгений ЛОБАНОВ.
Впрочем, специалисты утверждают: дорога сама себя вылечит. Летом под действием солнечных лучей трещины заполнятся битумом и затянутся. И всё же борьбе с распространением трещин и превращением их в выбоины способствует санация (то есть необходимо удалить из трещины дефектный материал, пыль и влагу, ввести в неё под давлением герметизирующий материал. - Ред.). В гарантийный период это выполняется силами и за счёт самой подрядной организации. Неукоснительное соблюдение этого пункта контрактов на региональных дорогах обеспечивает заказчик работ, дорожное агентство «Архангельскавтодор».
«Разрушение произошло»
«Действительно, когда весной всё оттает, трещина закроется, - подтверждает Валентина ЛУКИНА, профессор кафедры автомобильных дорог и строительного производства института строительства и архитектуры САФУ, - но разрушение уже произошло. Если санацию сделают, то дорога ещё послужит. Я пока не видела, чтобы такие работы в городе проводились, возможно, дорожники ждут широких размеров. Там ведь до определённых размеров: если микротрещина, то ничего не делают, а когда она начинает увеличиваться и разрушаться, то тогда должны начаться работы».
К слову, не только в Архангельске, но и на других муниципальных и региональных дорогах области было зафиксировано появление трещин, которые стали следствием установившихся в регионе низких температур. Не забудут ли дорожники привести в порядок дороги области?