Останки представителя рода Романовых были найдены в Холмогорском районе Архангельской области в 2008 году. Обнародованы лишь в 2010. Группа археологов искала тайные захоронения генералиссимуса Антона Ульриха Брауншвейгского, похороненного в 1776 году в селе Холмогоры. Но нашла нечто другое - саркофаг с останками молодого человека, на левой лопатке которого отчетливо был виден шпажный прокол. Ученые предположили, что обнаружено захоронение российского императора династии Романовых Иоанна Антоновича (Иоанна VI). К тому же в Холмогорах содержалась его семья. Последующая экспертиза доказала справедливость этой версии по 25 признакам.
Вокруг находки разгорались неслабые споры и волны критики: «Если в Архангельской области действительно нашли останки царя Иоанна VI, то на государственном уровне из-за действий неквалифицированных людей и благодаря попустительству областных властей и прокуратуры идентифицировать останки никогда не удастся», - сокрушался петербургский депутат и археолог Алексей Ковалев.
Институт археологии РАН отказался верить в подлинность останков. В частности потому, что известно: Иоанн был убит в Шлиссельбурге. Сохранилась записка Екатерины II Панину, ее доверенному лицу, в которой она поручает провести захоронение там. Возможно ли, что Панин ослушался приказа имератрицы? Раскопки в Шлиссенбурге не проводились.
Читайте также: | |
---|---|
В Архангельской области на месте погребения императора Иоанна VI хотят установить памятный знак | |
В Архангельске решается вопрос об исследовании ДНК останков императора Иоанна VI |
А еще, если останки подлинные, то получится, что одну из важнейших находок сделал археолог-любитель Анатолий Каранин. Вот уж удар по самолюбию дипломированных археологов! Анатолий Каранин - кандидат медицинских наук, который всегда интересовался историей. Это увлечение постепенно переросло для него в смысл жизни.
Хотели заполучить останки
Анна Нечай, «АиФ-Архангельск»: - В чем трудность исследования останков Иоанна VI?
А.К.: - Для окончательного установление личности одного анализа ДНК самих останков недостаточно. Необходимо их с чем-то сравнивать. Ближайшие родственники Иоанна – его братья Пётр и Алексей, были вывезены в Данию к родной тётке, бывшей тогда королевой Дании. Там они умерли и были похоронены в городе Хорсенс. Мать же Иоанна VI умерла в Холмогорах. Отсюда тело её было переправлено в Санкт-Петербург и захоронено в Александро-Невской лавре. Исследовать её там очень проблематично. Во-первых, потребуется вскрывать пол. И даже если вскроем, место захоронения точно не известно. Сами же останки Иоанна пока временно захоронены в одной из Холмогорских церквей.
А.Н.: - Как только заговорили о том, что вами обнаружены останки императора Иоанна VI, многие возмутились, было много нападок на вас. С чем это связанно?
А.К.: - Нападки были в двух аспектах. Во-первых, те специалисты, которые начали вести разговоры не были знакомы с результатами проведённых нами экспертиз. У них сложилось мнение, что мы нашли и тут же об этом заявили. А в действительности мы нашли в 2008 году, а объявили только в 2010. Останки находились в российском центре судебно-медицинской экспертизы. И экспертизу проводил один из ведущих специалистов по исследованию останков Романовых профессор Звягин. И вот, когда эти специалисты ознакомились с результатами этой экспертизы и с тем, кто её делает, все вопросы сразу отпали. Вторые люди, которые поднимали волну, у них была другая задача: любыми способами опорочить, подключить генеральную прокуратуру, Росохранкультуру, местные власти. Задача у них была одна: пропиарить себя и получить останки. Но прокуратура пришла к выводу, что все предъявленные этими товарищами факты надуманные.
Что еще скрывает область
А.Н.: - Изначально вашей задачей были поиски генералиссимуса Антона Ульриха Брауншвейгского - отца Иоанна VI. Будете ли вы продолжать эти поиски и насколько велики шансы найти?
А.К.: - Дело в том, что останки Иоанна мы обнаружили совсем близко от траншеи, по которой проходили трубы от водонапорной башни. Мы не исключаем, что могила Ульриха Брауншвейского была рядом с захоронением сына, но вполне вероятно, что мы её утратили. Но, тем не менее, наши археологи будут продолжать работу. У меня же, честно сказать, уже нет сил.
А.Н.: - Говорят, что после того, как вы обнаружили останки императора, вас подкосила неизвестная болезнь?
А.К.: - Одной из причин установки Храма Успения божьей матери было то, что в начале 18 века в Холмогорах не мало людей погибло от странной болезни. Характеризовалась она сильнейшими головными болями. Люди либо сходили с ума, либо кончали жизнь самоубийством. После строения храма все болезни вдруг прекратились. И когда я вскрывал саркофаг, обнаруженный мной, меня будто обдало тёплым воздухом. Я заболел. Все симптомы были схожи. Я лечился 1,5 месяца. Мне помогло, что я врач по образованию, и мои коллеги приняли все меры, чтобы остановить и предотвратить дальнейшее ухудшение. Они фактически вытянули меня.
А.Н.: - Что ещё интересного скрывает наша область?
А.К.: - Есть такое место - Красная горка. Там в своё время был похоронен князь Голицын муж царицы Софьи. Мне уже показали приблизительное место, где могут находиться его останки.
А с 2008 года мы ведём поиски построенного в 1749 году на Соломбальской судоверфи корабля «Варахаил». Линейный, четырёхпушечный, парусный корабль был спущен на воду, выведен для дозагрузки. При непонятных причинах он залёг на воду и затонул. 260 лет было практически не известно место, где он затонул. Нам удалось установить эти координаты.
В те времена корабли делали из лиственницы, а, значит, высок шанс, что корпус хорошо сохранился. И поскольку судно затонуло быстро, наверняка на нём осталось немало вещей. Например, из быта моряков. Когда после гибели корабля пришли арестовывать его капитана Шпанберга и потребовали отдать шпагу, выяснилось, что её у него нет. Она также утонула.
Достав судно, можно сделать музей Российского флота. Тем более, в России не сохранилось подобных типов судов. Кроме того, у Архангельска нет символа. Шхуна «Запад» - судно финской постройки. Если же корпус разрушен, то можно снять с него орудия и передать на Новодвинскую крепость.