«Но уже после двух-трёх занятий с лошадьми на лицах ребят появляется искренняя детская улыбка. И ты понимаешь, что они ещё просто дети» – говорит тренер по верховой езде архангельского детско-юношеского центра Анна Валентович.
Сама она первый раз пришла на конюшню на Сульфате ещё девчонкой и вот уже более 12 лет это место остаётся для неё вторым домом.
Неприхотливые, немолодые
- Анна, как Вы стали тренером по верховой езде? Зарплата маленькая, да и, мягко говоря, конюшня-не самое чистое место.
- Вообще, я закончила факультет управления, а эта работа больше для души. Конечно, зарплата небольшая, и та уходит на лошадок. Надо им яблок, моркови купить, чтобы витаминов хватало. (Пока мы разговариваем, я вижу два огромных пакета, доверху набитых хлебом, фруктами и овощами. Как признаётся Анна, перед занятиями на конюшне она почти каждый день заезжает в продуктовый магазин.-прим. ред.). Недавно был принят закон, согласно которому все, кто работает с детьми, должны иметь педагогическое образование. От центра меня направили на курсы для получения диплома педагога дополнительного образования детей. Неважно, какой у тебя стаж. И мы, молодые, и те, кто проработал тренерами по 30 лет, были направлены на обучение.
- Как дети находят общий язык с лошадьми? Кому под кого приходится подстраиваться?
- Сейчас у нас на подразделении занимается порядка 70 детей в возрасте от 8 лет. Лошадей в данный момент на конюшне 13. Половина из них выросли у нас, мы знаем, какой у них характер с того момента, когда они были ещё маленькими. Безусловно, это очень важно подобрать лошадь под всадника, обязательно нужно учитывать и характер ребёнка, и животного. У нас есть спортивные и учебные лошадки. Спортивные закреплены за детьми, которые занимаются уже давно и постоянно, принимают участие в соревнованиях, имеют приличный опыт верховой езды. Учебные лошадки – неприхотливые, спокойные, как правило, уже не очень молодые. На них можно посадить почти любого человека, и она его примет, будет выполнять любые команды.
Иппотерапевтов пока нет
- Сейчас очень популярно такое направление как иппотерапия (метод лечения людей, страдающих замедленным психическим развитием, нарушением работы мышц и недостатком внимания через занятия верховой ездой). Вы не думали развивать его у нас?
- Такие планы есть, но развивать направление иппотерапии не так просто, есть ряд трудностей. Во-первых, на таких занятиях обязательно должен присутствовать врач, для каждого ребенка должен быть разработан курс процедур. Во-вторых, на конюшне должна быть лошадь, которую я бы охарактеризовала как лошадь-танк, т.е. абсолютно непугливая, адекватная. Ответственности за таких детишек ещё больше, ведь в случае чего, они не смогут так оперативно среагировать на поведение лошади. Кроме того, для занятий с такими людьми требуется особый комплект упряжи, а это дополнительные затраты. У нас муниципальное учреждение, спонсоров нет, так что с финансированием всегда сложно.
- Вы заговорили о содержании лошадей, и сразу вспомнилась история о том, как несколько лет назад на одной из конюшен города зимой замерзали лошади. Нынешняя зима тоже выдалась морозной, были ли какие-то проблемы в связи с этим?
- Обогреватели в конюшни мы ставим только в самые лютые морозы. Конечно, на зиму конюшни стараемся утеплить, заделать по возможности все щели. Помещения обогреваются за счёт тепла самих животных, и так как конюшня небольшая, то приемлемая температура сохраняется хорошо.
Дети становятся ответственней
- И всё же занятия с лошадьми – это не только спорт. А что же тогда?
- В первую очередь, это общение. Мы, конечно, выступаем на соревнованиях, для занятий в секции ребята должны дважды в год проходить обследование в физдиспансере и только после справки врача они допускаются к тренировкам. Но спортивная составляющая всё же не главная. Дети обязательно приносят им что-нибудь вкусненькое, сами кормят их, чистят. Такое общение с лошадьми вообще имеет большое воспитательное воздействие. У нас занимаются трудные подростки из центра «Душа». Когда они приходят к нам, то ведут себя очень вызывающе. «Я это делать не хочу, тут грязно» - и всё в таком духе. Они ведь всё время пытаются доказать, что они уже взрослые. Но потом я замечаю, что после второго-третьего занятия, у этих ребят на лицах появляется настоящая детская улыбка и непередаваемый восторг. Лошадь очень сильно меняет человека эмоционально. Со временем ребята становятся более дисциплинированными, ответственными. Начинают заботиться о животных, убирать за ними, чистить, приходит понимание того, что если лошадь будет в хорошем состоянии, то и занятия пройдут лучше. Дети даже бросают курить. Я их сразу предупреждаю, что курить на конюшне запрещено. Всё деревянное, кроме того, животные не переносят ни запаха сигарет, ни алкоголя. На детей это очень действует.