В Кенозерье Архангельской области по-прежнему переписывают молитву «Сон Богородицы», хранят церковные книги и медные иконы, особым образом «купают» младенцев, а над покойниками совершают обряд каждения — такие наблюдения сделали участники научной экспедиции «Сакральная повседневность: книга и икона в пространстве традиционной культуры Кенозерья».
Учёным была предоставлена возможность изучить старопечатные и рукописные книги XVII — XIX веков, меднолитые и писаные иконы, находящиеся на постоянном хранении в музейном фонде, сообщает национальный парк «Кенозерский». Ещё одним источником информации стали беседы с жителями деревень Вершинино, Шишкина, Погост, Карпова, Тырышкино, Косицина, Зехнова и посёлка Усть-Поча.
Учёные обратили внимание, что Кенозерье находится вблизи места, где раньше находился крупнейший центр старообрядчества поморского согласия — Выговская пустынь. Этот факт на протяжении долгого времени играл ключевую роль в формировании социальных, духовных и эстетических основ мировоззрения населения, а возможно, и церковно-канонических предпочтений и вкусов при строительстве и оформлении часовен. Меднолитая пластика — культовые предметы из меди — производства медниц Выговской обители и «скитские» копии-переливки до сих пор распространены в Кенозерье. Это говорит о когда-то значительном спросе населения на подобные предметы личного благочестия.
В традиционной сельской среде, ориентированной на авторитет сакрального текста, самому обладанию им приписывается важное духовное значение. Так, ношение написанной на бумаге молитвы приравнивается к её прочтению и само по себе может служить защитой от нечистых духов и различных неприятностей. Подобное отношение к слову попадает, в том числе, и в тексты заговорных и народных молитвенных формул.
Широкое бытование заговоров и народных молитв в устной традиции с распространением грамотности и доступностью канцелярских принадлежностей приводит к массовой практике их записи на бумаге в ХХ веке.
До сих пор широко распространена в Кенозерье традиция «купания» ребёнка, которое может повторяться с момента рождения до нескольких месяцев и года. В обряде используется небольшая меднолитая старообрядческая икона, которую кладут в ванночку или таз для купания младенца. Сам обряд производят близкие родственники, обычно мать или бабушка младенца, однако, со слов некоторых кенозёр, ранее эти действия могли производиться повитухами и «знающими» «бабками»: «раньше повитухи-то мыли-то» и «это считается как крещение».
При совершении купания произносится текст соответствующей случаю народной молитвы. Обряд проводился в советские годы над многими кенозёрами, а теперь некоторые из них производят его сами над своими детьми и внуками.
У участников экспедиции не вызывает сомнения факт, что само действие носит охранительный характер, однако статус «купания» определён недостаточно, и во многом он заменяет или дополняет церковное крещение.