«Наши соседи - Карелия, Ярославская, Вологодская области - постоянно работают над тем, как привлечь в свои регионы гостей. Архангельская область застряла ещё лет десять назад», - считает руководитель каргопольского турбюро Радик Аднобаев.
В чём турбизнес обвиняет чиновников? Об этом он, довольно эмоционально, рассказал «АиФ».
«Возмущает отношение»
- Два месяца назад руководители архангельских турагентств написали отрытое письмо, которое наделало много шума. Какие конкретные претензии?
- Толчком послужила ситуация с Соловками. В этом году из-за ремонта взлётной полосы власти решили закрыть там аэропорт. Когда мы узнали об этом, было уже поздно: путёвки были проданы. Иностранной компании пришлось лететь на Соловки через Кольский полуостров, их расходы превысили более миллиона рублей, я уж не говорю о том, что и регион потерял деньги, и турфирмы, а чиновники при этом даже не извинились перед нами. Такая же ситуация возникла и с экскурсиями на колёснике «Гоголь», который ходит по Северной Двине. Опять же, когда путёвки были проданы, причём в этом году даже было увеличено количество рейсов - столько было желающих, мы узнаём, что руководство порта запретило ходить «Гоголю». Оказывается, тот участок не входит в реестр водных путей. Хочется спросить: «А что при этом сделали чиновники, чтобы включить участок в реестр?» И опять же мы потеряли деньги и доверие туристов, и снова никто перед нами не извинился. Более того, на наши запросы правительство области не отвечало.
Если говорить о развитии туризма, то за последние 10 лет никаких движений в сторону продвижения не наблюдается. Как не было нормальных дорог на Онегу, Пинегу, так и нет. Как не было нормального причала на Кий-острове, так и нет (а это одно из красивейших и популярных мест. - Ред.). Как не было для туристов автомобильных стоянок в Архангельске и по области, так и нет, ну и так далее. Туристы наши - это люди среднего достатка, которые на эти деньги могут спокойно поехать в ту же Турцию, но они хотят посмотреть Архангельскую область. А мы их не ценим - поедут они теперь к нам? Если на нас могут подать претензию, то на чиновников - нет, они не несут никакой ответственности.
- Была ли реакция на открытое письмо?
- Была. Но какая! На вопрос туроператоров, почему у нас до Пинеги и Онеги до сих пор грунтовка, а Пинега - это красивое и популярное место, там карстовые пещеры, фольклор, этнография, министр транспорта ответил: «Мы не планируем в ближайшие 5 лет работ по улучшению полотна по этим направлениям. А зачем вам асфальт? Ведь потом же его содержать надо будет». Возник сразу же вопрос: а нужен ли нам такой министр, который ничего не планирует? Вот такое к нам отношение, а значит, и к туристам.
- Можете привести примеры регионов, где власть+туроператоры=взаимопонимание и поддержка?
- Карелия. У нас налог на доходы составляет 15 %, а у них – 10 %, со следующего года налог будет уменьшен до 5 %. Презентации Карелии на турвыставках- на высшем уровне, там в составе правительства работает комитет по туризму, в котором сотрудники постоянно стажируются, в том числе и за границей, и они много нового привносят в свою работу. В правительство Ярославской области из Питера был приглашён на должность руководителя комитета по туризму известный специалист по брендированию. У нас в разы меньше туристов, чем в этих двух регионах, но у нас при этом совсем нет движухи, а у них есть. Ещё несколько лет назад в Карелии был карьер, красивый, но просто карьер, а они бац - и сделали из него популярное туристическое направление, теперь карьер называется - «горный парк Рускеала», и туда туристов автобусами возят. Причём там всё продумано: люди едут на Валаам и заезжают Рускеалу. Вот настолько хорошо и быстро был «раскручен» этот бренд.
- У нас разве не открываются новые маршруты?
- Есть такой проект «Северное Трёхречье» (тур по городам: Котлас, Сольвычегодск, Коряжма, Великий Устюг, село Красноборск. - Ред.). Но всё продвижение заканчивается только заявлениями и разговорами. Реального продвижения не получается. Наверное, можно было бы «присоседиться» к ближайшему потоку на базе отдыха «Малиновка», но один из представителей туристско-информационного центра развела руками, дескать, «Малиновка» не хочет в этом участвовать. А вы найдите общий язык, убедите!
Радиации нет?
- Много было разговоров о том, что из-за взрыва в Нёноксе туристы отказались ехать в Архангельскую область, это так?
- Были отказы, и массовые, например, немцы не поехали. 44 человека пришлось развернуть и везти, Вологодскую область показывать. Потому что даже в иностранной прессе прошла информация о том, что у нас тут Чернобыль, и они испугались. Мы, кстати, задавали этот вопрос чиновникам на встрече: есть радиация или нет? Замминистра культуры по вопросам туризма Светлана Зеновская ответила: «А что я скажу? Роспотребнадзор всё сказал». Но если там нет радиации, то замминистра первая должна была туда поехать с дозиметром, взяв с собой журналистов и сообщить на камеру: «Радиации нет, приезжайте, гости дорогие».
- Получается, у вас претензия одна: нет диалога.
- Да. Мы не чувствуем никакой отдачи, со стороны власти нет к нам обращений, предложений, куда лучше вложиться. Наши встречи - раз в 2 года. Когда в той же Карелии отношения «власть+бизнес» доверительные, партнёрские, власть не замыкается в себе. Там постоянное общение о том, как и на чём заработать в условиях кризиса. К нам же, если и обращаются, то только так: «пришлите нам такие-то, такие-то цифры». Хотя у нас в области очень много красивых мест, и мы все могли бы зарабатывать на этом. Но отсутствует доверие, взаимоуважение и сотрудничество.