Примерное время чтения: 8 минут
489

«Влюбиться в север навсегда». Как можно круто поменять свою жизнь?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. «АиФ в Архангельске» №20 16/05/2018
Никакой толкотни, машин, заборов. Простор и свобода! И бизнесу тоже есть где развернуться.
Никакой толкотни, машин, заборов. Простор и свобода! И бизнесу тоже есть где развернуться. / Анна Клепиковская / Из личного архива

«Для того, чтобы развивать туризм, надо любить родину, верить в себя, объяснять людям, что там, где они живут, много интересного и красивого», - считает Анна Клепиковская, чья семья занимается развитием одного из туристических комплексов в Архангельской области.

Анна - москвичка, её муж - родом из Пинежского района. Анна несколько лет руководила юридическим отделом одной из крупных московских компаний. У мужа тоже была хорошая работа. Они жили себе, работали, путешествовали, в общем, всё как у всех, и даже думать не думали, что однажды их жизнь изменится.

Не хуже, чем в Европе

«Так как муж с Севера, из Пинеги, мы регулярно ездили к нему на родину отдыхать. Часто бывали и в Голубино, там была туристическая база, и нам очень нравилось это место, - рассказывает Анна. - Каждый раз, когда мы приезжали сюда, думали: здесь можно было бы вот так сделать, а здесь вот так, но это были мечты. Как-то сестре моего мужа позвонил собственник туркомплекса и предложил стать управляющей. Сестра отказалась, а мы собрали семейный совет и решили: нужно выкупить туркомплекс - мечтали же (смеётся). Мы с мужем много путешествовали по Америке, Европе, во многих местах побывали, но нам безумно нравится это место в Пинежском районе, и почему здесь должно быть хуже, чем в Европе? Зарплаты у нас были хорошие, мы взяли кредит и погрузились в новое дело».

Впереди предстояла целая эпопея. Выяснилось, что туркомплекс находился в состоянии банкротства, обслуживающему персоналу не выплачивались зарплаты, сгорел главный корпус, ситуация была очень печальная. Кроме того, все здания на тот момент находились в залоге в разных банках, и их нужно было выкупать с аукциона. Решение приняли быстро ещё и потому, что был октябрь, и если бы раздумывали, то все системы: отопление, водоснабжение - за зиму погибли. Так в экстренном порядке москвичи сорвались в Пинегу менять котлы и систему отопления. При этом Анна умудрялась параллельно работать в Москве.

Но трудность состояла не только в этом. Чтобы развивать туристический бизнес, необходимо увлечь и местное население. Это сейчас туристов возят на экскурсию в пекарню, которой сто лет, на ферму, в краеведческий музей, а тогда пинежане искренне недоумевали: ну кому это интересно, кто это смотреть будет? «Интересно! - восклицает Анна. - Когда я приезжала на Пинегу, всегда восторгалась: какие у вас деревянные мосточки, какие пещеры! Проблема в том, что люди вообще в себя не верят. Они не верят в свой потенциал. А между тем, люди живут рядом с памятником природы регионального значения - голубинским карстовым массивом. А что касается деревень, я вообще была первый раз в селе - в Пинеге. Меня потрясли эти огромные дома, это чувство свободы, когда никаких заборов, никаких ограждений, а дома стоят на красивых угорах, с видами на реку. Когда-то давно люди выбирали очень красивые места для строительства своих домов. Если ехать из Архангельска до Пинеги или до Кимжи, то можно увидеть, что все деревни стоят на угорах, чтобы и река была видна, и лес, этим и отличаются северные деревни. А ещё люди селились по принципу, чтобы видеть соседей, если вдруг помощь понадобится».

Не только в Крыму хорошо

Но это всё, конечно, лирика, на деле оказалось гораздо прозаичнее. Анна признаётся: им до сих пор так много приходится заниматься вопросами инфраструктуры, что на развитие бизнеса времени практически не остаётся.

«В глубинке зачастую нет водопровода, нет канализации, не везде есть дороги. Если бы инфраструктурные вопросы решились, то, конечно, малому и среднему бизнесу гораздо легче было бы развиваться, даже без гигантской помощи государства. Требования зачастую пишутся для больших городов, не для посёлков и деревень. Есть невыполнимые: например, вывозить мусор лицензированными организациями. Нет у нас за 200 километров от Архангельска очереди из лицензированных организаций, которые готовы наш мусор вывезти! У нас на весь посёлок одна машина мусороуборочная, и если она ломается, то мы не имеем права ничего с этим мусором сами сделать. Кроме того, постоянно меняется законодательство. Изменения идут постоянные, они отнимают огромное количество сил. В прошлом году нам прислали требования по организации детского туризма: перечень нормативных актов на 11 листах!

Очень много и административной отчётности, в которой не все разбираются. Вот, например, такая ситуация была: к нам приехали иностранцы, мы пытались их официально зарегистрировать, для этого позвонили в местную миграционную службу. Но там никогда не регистрировали иностранцев и не знают, как это делается, мы зарегистрировали их, как смогли. А через несколько недель нам пришёл штраф по 40 тысяч рублей на каждого человека, потому что мы не совсем правильно заполнили эти формы. За это нарушение даже нет возможности выписать предупреждение, получилось, что мы два месяца отработали в минус. Вот такая поддержка малого бизнеса.

В прошлом году я была на форуме по туризму «Путешествие по России», и на нём обсуждали только Краснодарский край, Крым и Алтай. Такое впечатление, что на огромную страну мы можем вести только 2-3 больших проекта. Никто в Север не готов миллиардными инвестициями вкладываться».

По словам Анны, Архангельская область сейчас даже не в десятке самых привлекательных туристических мест России. Почему? «Очень мало информации о регионе на федеральном уровне, - считает она. - Мы сейчас проводим в Москве, в Дарвинском музее, встречи «Голос Севера», рассказываем про потенциал Архангельской области, про природу, про деревни, про людей, про культуру, про древних сказителей, которые жили у нас. И нужно рассказывать это именно в Москве, потому что гости-то поедут отсюда. Вот поэтому должно быть активное продвижение вовне.

Люди должны узнавать из фильмов, из каких-то картинок по телевизору о нашей области. Туризм не может быть исключён из общей жизни, туризм - это часть развития поселений, часть развития нашей истории, потому что люди хотят ехать туда, где они про это слышали».

Напоследок задаю Анне вопрос: «Не жалеете, что поменяли спокойную жизнь на такой водоворот проблем?» «Нет, - твёрдо отвечает она.- Мы занимаемся тем, что мы искренне любим и во что сами верим. От нас узнают о красотах Русского Севера и влюбляются в него навсегда. Рядом с нами мир потихоньку меняется, а удовольствие от этого огромное!».

Досье

Анна Владимировна Клепиковская, род. в 1981 года в г. Подольске, Закончила юридический факультет МГУ  и Международную школу бизнеса «Мирбис». Руководила юридическим департаментом шведского дистрибьютора грузовых транспортных средств. С октября 2016 года ушла в семейный проект по развитию туристического комплекса в Архангельской области. Замужем, есть дочь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах