Примерное время чтения: 6 минут
469

Узкоколейка - окно в мир: Как увлечение превратить в бизнес

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ 15/06/2016

О Михаиле мы случайно узнали из Интернета. Каким образом он «вышел» на эту тему и о романтике таких мест, мы и поговорили с ним, связавшись по скайпу.

«К вам не добраться»

- Как получилось, что вы заинтересовались поездами так, что теперь сами организовываете поездки на них?

- Железными дорогами я интересуюсь с детства. Папа меня в своё время возил на железнодорожную станцию, и что-то во мне такое осталось, но в семье у меня никогда не было никаких железнодорожников. И когда я был студентом, мне было интересно путешествовать повсюду. Чтобы съездить за границу, денег не было, и я ездил с друзьями по стране. Открыл для себя такие железные дороги, которые спрятаны в глуши таёжных лесов, в том числе и в Архангельской области. Я проехал, наверное, по всем интересным дорогам страны и однажды подумал, что многие из этих дорог дышат на ладан и могут вообще скоро исчезнуть с лица земли, а люди о них так и не узнают. Так я решил создать свой туристическо-познавательный проект, благодаря которому люди могли бы кататься на поездах по этим заповедным местам, выезжать отдыхать из больших городов. И узнавать, как выглядит русская глубинка.

- А кто эти люди и куда вы чаще всего ездите?

- Со мной ездят люди самого разного возраста и самых разных занятий. Это не помешанные на железных дорогах люди, а обычные жители городов. Чаще всего мы ездим по выходным. Я тоже обычный «офисный планктон», как и другие, и поэтому мы стараемся, чтобы и мне и другим людям удобно было возвращаться на работу. А ездим мы в Череповец, Санкт-Петербург, в Вологодскую, Костромскую области, на Кавказ три тура было весной - там единственная горная узкоколейка в России. Но в основном это русский Север, потому что такие заповедные дороги сохранились по большей части в лесных регионах. Их создание было связано с лесозаготовками, а лес там добывают до сих пор. Или там расположены деревни, где узкоколейная дорога - это единственный вид связи с остальным миром. Таких мест немного, несколько десятков, но люди живут там.

- Как вы организуете поездку?

- Бывают туры, в которых мы ездим на пассажирских поездах, они ходят по расписанию. А когда мы едем в Архангельскую область, например, - мы арендуем поезд для себя. Ведь на таких узкоколейках поезд ходит два раза в неделю, может, и меньше. Так что другим поездам мы не мешаем. Если видим какое-нибудь красивое место по пути, то делаем остановки, гуляем, фотографируем. К нам иногда подсаживаются местные жители, просят довезти их до какого-то места.

Счастливые местные жители

- Чем привлекает вас Архангельская область?

- Я сам очень много был в Архангельской области, очень люблю Север. Сами слова «Север», «русская тайга» ласкают слух, обещают какие-то приключения. Ведь если москвич уезжает в Подмосковье, там всё равно всё застроено дачами, есть шоссе. А тайга - это нечто иное: десятки километров леса, где есть одна дорога, большие реки и уединённые деревни - это совсем другой мир. Это похоже на роуд-муви или на фильмы Тарковского: человек всё дальше погружается в этот сказочный мир и может расслабиться. Я свой тур так и назвал - «Побег в детство». На некоторых дорогах сохранились целые ансамбли исторических зданий, которые не имеют никакого охранного статуса. Мы можем потерять целый пласт особенных и интересных зданий - это деревянные вокзалы, водонапорные башни, депо, керосиновые погреба и другое. Им может быть уже больше ста лет, но они до сих пор в приличном состоянии.

Я представляю себе северных жителей как буддистов, потому что они счастливо живут в своих деревнях. Обычно мы приезжаем куда-то, и люди начинают жаловаться на жизнь, а в северной глухой деревне говорят: «Нам тут хорошо, мы никуда уезжать не хотим». Молодёжи там, правда, практически нет, в основном пожилые люди.

- Можно ли развить эту сторону туризма, сделать его прибыльной?

- Нашей стране не хватает развитого транспорта. Если я хочу сделать тур на выходные в Архангельск, то это сложная задача, потому что туда летают самолёты, но билет стоит каких-то нереальных денег. Или я мог бы возить чаще людей в Котлас и Великий Устюг, но туда самолёт летит только во вторник и четверг. Вот это слабое развитие путей сообщения очень тормозит развитие туризма. Да, с одной стороны, оно сохраняет заповедность этих мест, потому что туда не доезжают. Но если мы хотим, чтобы люди путешествовали по своей стране, то нам нужны удобные и недорогие пути сообщения.

Пока это хобби, даже если я что-то зарабатываю, то вкладываю эти деньги в проект. Но я надеюсь, что эта отрасль заповедных железных дорог разовьётся. Хотелось бы познакомить с этим видом отдыха как можно больше людей, привлечь иностранных туристов и возить их к вам кормить комаров. Ещё я мечтаю сделать свою музейную железную дорогу. В Великобритании на таких дорогах работают 20 тысяч оплачиваемых сотрудников. Я надеюсь, что хотя бы тысяча и у нас будет. Мечтаю просыпаться, ходить рядом со своими паровозами и возить куда-нибудь детишек на них.

Материалы к №23
Материалы к №23 Фото: АиФ

Михаил Владимирович КОНЧИЦ родился и живёт в Москве. Окончил географический факультет МГУ. Работает геоаналитиком в картографической компании. Организует железнодорожные туры по России. Женат.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах