В Северодвинске прошла презентация документального фильма «По следам двух капитанов». Картина рассказывает о современных полярниках, пытающихся разыскать на Земле Франца-Иосифа остатки шхуны «Святая Анна» и экспедиции капитана Брусилова.
Фильм представил Олег ПРОДАН, организатор и участник поисковой экспедиции, во время которой её участниками были найдены останки одного из полярников и другие вещи.
В начале ХХ века полярные экспедиции вызывали огромный интерес и происходили одна за одной. Очередной географический подвиг хотел совершить и 28-летний морской офицер Георгий Брусилов, а именно впервые в истории пройти Северным морским путём под российским флагом. Для этого в 1912 году он приобрёл в Великобритании паровую шхуну «Бленкатра» и переименовал её в честь основного инвестора экспедиции Анны Брусиловой, жены его дяди. Теперь корабль назывался «Святая Анна», и под этим именем он покинул Санкт-Петербург и держал путь в Архангельск и далее.
Любовь на корабле
Но, видимо, неспроста одним из первых названий шхуны было «Пандора» - так по древнегреческой мифологии, звали первую женщину из любопытства открывшую запретный ящик с несчастьями. Неудачи преследовали Брусилова с первого дня - вначале на экспедицию не хватало денег, а затем в Александровске-на-Мурмане от участия отказались сразу несколько человек, в том числе судовой врач.
Теперь за медика по своей собственной инициативе остаётся пассажирка Ермения Жданко, окончившая когда-то курсы сестёр милосердия. Единственная женщина на корабле, Ермения плыла из Санкт-Петербурга в Мурманск, но, видимо, из-за любви к капитану, а может быть, и из-за тяги к приключениям, осталась на судне. На корабле она взяла на себя уход за больными, заведовала провизией, хозяйничала в кают-компании, и именно она придумала выдать каждому члену экипажа тетрадь для ведения дневников, что оказалось невероятно важным для учёных.
«Поверьте, ради одной любви к приключениям я бы не решилась вас огорчить, - писала она своим родным. - Георгий Львович - такой хороший человек, каких я редко встречала, но его подводят все самым бессовестным образом, хотя он со своей стороны делает всё, что может. Всё это произвело на меня такое удручающее впечатление, что я решила сделать всё, что могу. И вообще, чувствовала, что если я тоже сбегу, как и все, то никогда себе этого не прощу. Между тем, когда об экспедиции знает чуть ли не вся Россия, нельзя же допустить, чтобы ничего не вышло».
В поисках суши
Дальше несчастья действительно посыпались, как из ящика Пандоры. После того как шхуна вышла в Карское море, корабль вмерз в лёд и стал дрейфовать на север. Освободить судно было невозможно, и корабль два года носило течениями. Топливо у исследователей закончилось, они стали сжигать внутренние переборки судна. Запасы продовольствия уменьшались, а охотой добыть еду получалось очень редко. Многие члены экипажа, и сам Брусилов, заболели неизвестной болезнью. Несколько месяцев капитан пролежал без сознания, и выжить ему помогла забота Ермении Жданко, которая не отходила от его постели.
В какой-то момент между Брусиловым и штурманом Валерианом Альбановым произошёл конфликт, из-за которого штурмана отстранили от должности - Альбанов становится простым пассажиром. Тем не менее он решил отправиться пешком на сушу, полагая, что достигнет земли и найдёт помощь. Так экспедиция разделилась надвое: на судне осталось 10 человек, в том числе Брусилов и Жданко. С бывшим штурманом решили идти 13 человек, но трое почти сразу вернулись назад. Ездовых собак к тому моменту у экспедиции не осталось, и было решено тащить необходимый груз своими силами. Альбанов взял с собой выписку из судового журнала и банку с письмами домой, которые туда так и не дошли.
«Покинул я судно с целью пешком по вечно дрейфующему льду достигнуть Земли Фанца-Иосифа, - пишет Валериан Альбанов в своём дневнике, - потом постараться тем или иным путём добраться до обитаемых мест. Как долго буду помнить я эти бессонные ночи в палатке, это незаходящее солнце, просвечивающее сквозь полотно её, если когда-нибудь доберусь до берега. Никто не предполагал, что путь растянется более чем на два месяца, как в забытьи идём мы, механически переставляя ноги и налегая грудью на лямку. Бульон подходит к концу, мяса и масла давно уже нет».
Что же произошло?
Оставленные Альбановым записи в будущем помогли географам в изучении Севера - так, например, им было открыто Восточно-Шпицбергенское течение. С великим трудом полярники дошли до необитаемого острова Земля Александра и продолжили путь по другим островам. Один матрос ушёл на разведку и не вернулся, двое заболели и умерли. Четверо пропали, идя берегом, двух матросов унесло на байдарке в море. В живых остались Альбанов и матрос Александр Конрад.
20 июля 1914 года у мыса Флора команда корабля «Святой Фока» обнаружила двух измождённых людей. В России в то время было не до загадок пропавшей экспедиции - началась Первая мировая война, затем - Гражданская. Вскоре Альбанов погиб, а матрос Конрад никому и никогда не рассказывал, что произошло на борту корабля.
Что произошло с оставшимися на шхуне полярниками - неизвестно. Множество гипотез так и не подтверждены, а корабль не был найден. По мотивам этой трагедии Вениамин Каверин написал знаменитый роман «Два капитана», который читала вся страна. Только если герой романа в конце концов находит следы экспедиции, то в реальности сделать это не так просто.
В апреле на Северный полюс отправляется новая экспедиция, которая продолжит искать следы пропавшей шхуны.
Юрий СКОРОДУМОВ
Досье
Олег ПРОДАН - действительный член Русского географического общества, почётный полярник России, участник экспедиций в Арктику и Антарктику, директор национального парка «Онежское Поморье».
Выражаем благодарность кинозалу ЦУМа (г. Северодвинск)