И вот мы поговорили с заместителем мэра Архангельска по социальным вопросам Ириной Орловой.
Артёмка живёт с мамой
- Ирина Васильевна, почему мэрия так долго не комментировала ситуацию?
- Во-первых, есть законодательные ограничения, связанные с разглашением конфиденциальной информации, персональных и медицинских данных. Во-вторых, я считаю, то, что происходит внутри семьи, наверное, не совсем корректно выносить на общее обсуждение. Кроме того, происходила определенная процедура, связанная с судебным разбирательством и проверками, проводимыми правоохранительными органами. Поэтому мы посчитали необходимым воздержаться от комментариев до разрешения данной ситуации в правовом поле.
- Как Вы считаете, до конца ли разобрались сотрудники органов опеки в этих двух ситуациях?
- Наша главная задача, чтобы ребёнок воспитывался в родной семье. Но бездействовать органы опеки в сложившейся на тот момент ситуации тоже не могли. Был официальный документ о том, что в семье Сопочкиных трудная жизненная ситуация, последствия которой могут быть достаточно тяжелыми для ребенка. И на тот момент действия органов опеки и попечительства были обоснованы. В то же время органам опеки стоило ещё раз внимательно рассмотреть эту ситуацию, пригласить за стол переговоров все заинтересованные стороны. И тогда удалось бы избежать того, что случилось и не увозить Артёма Сопочкина из школы. Сейчас, слава Богу, у Артёма есть официальный опекун, мальчик проживает с мамой, посещает школу.
Если ребёнок не выспался…
- Изъятие детей из семьи возможно, если есть угроза их жизни и здоровью. Что кроется за этим определением?
- Мы должны чётко понимать, что понятие «угроза жизни и здоровью ребёнка» не означает того, что над ним стоит грозный дядя с топором. Угроза может быть здоровью, как физическому, так и психическому. И если ребёнок приходит в школу не выспавшимся, постоянно с чувством нервозности, это можно расценивать, как угрозу его психическому здоровью. Здесь нужно найти причины, школа должна забить тревогу. Ведь часто можно слышать упреки в том, что школа дистанцируется от проблем в семье, что в системе образования отсутствует воспитательный компонент. Поэтому беспокойство, проявленное педагогами и руководителем образовательного учреждения, я считаю оправданным. Они искренне беспокоились за Артема.
- Говорят, что есть некий план по изъятию детей. Это правда?
-Это глупость. Можете большими буквами это написать. Никакой здравомыслящий человек такого плана не напишет. Мы ставим перед собой задачу, если ребёнок остаётся без попечения, устроить его в приёмную, опекунскую семьи. При этом, прежде всего опекунами становятся ближайшие родственники. Но мы должны понимать, что 91% детей-сирот это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях.
4 семьи «восстановили»
-Вы сказали «социальные» сироты, то есть те, которых забрали у неблагополучных родителей или от которых родители отказались сами? Оказывается ли помощь таким семьям, есть ли примеры, когда чиновники вернули нерадивую мать в семью?
- Конечно, такие примеры есть. За 2011 год в Архангельске было подано 69 исков о лишении родительских прав, 59 из них были удовлетворены. Но радует и то, что за 2011 год 4 семьи восстановились, то есть дети были возвращены родителям, которые осознали последствия своего поведения и пошли по пути исправления. И работа в этих четырёх семьях – полностью заслуга сотрудников органов опеки и попечительства, которые смогли убедить родителей в том, что ребёнку лучше жить в родной семье и помогли излечиться от алкоголизма, а затем и трудоустроиться.
- Сколько у нас детей, оставшихся без родителей?
- В Архангельске из 1208 детей, оставшихся без попечения родителей, более 700 переданы в приёмные, опекунские семьи и только около 400 с небольшим переданы в детские дома. Это хороший показатель. «Работает» и наша акция «Родители, где вы?», которая проводится уже не первый год. В результате акции, по итогам 2011 года из 9 детей, которые искали приёмные семьи -7 детей нашли новых папу и маму. Это ещё раз говорит о том, что органы опеки и попечительства не нацелены изымать детей из семей, где им хорошо.
- За последние 5 лет хотя бы один детский дом закрылся в Архангельске?
- Замечу, что детские дома – это областные учреждения и не находятся в ведении муниципалитета. Около 3 лет назад в Маймаксанском округе закрылся детский дом № 5.
-То есть всех детей разобрали в приёмные семьи?
-Кого-то забрали в приёмные семьи, кого-то перевели в другой детский дом, так как в целом в Архангельске детей-сирот стало меньше. Не так давно мы закончили там капитальный ремонт и открыли в этом здании новый современный детский сад на 200 мест.
А в это время
Светлана Сопочкина снялась в передаче «Пусть говорят» (передача ещё не вышла,-ред), где её предложили лечение в лучшем российском онкоцентре. Артёмка остаётся в Архангельске с опекуном, подругой Светланы.
Алеся Ржаникова, мама двоих детей, ждёт второго суда. Она подала иск на возмещение морального ущерба. Первый суд признал действия опеки и попечительства незаконными.