Учитель Карпогорской школы № 118 Ирина Козьмина недавно стала лауреатом психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие - 2015», который проходил в Сочи.
Ирина Викторовна - педагог-психолог. В школе она работает более 20 лет. Мы поговорили с ней о том, как детям и взрослым учиться слышать друг друга.
Всегда были случаи жестокости, просто о них не было известно широкой общественности. Причиной сложного поведения всегда становится нарушение отношений с близкими людьми. Меняются формы разрешения этих проблем - например, уход в виртуальную жизнь. А сами проблемы всё те же
Пусть сидят дома
Юрий Скородумов, «АиФ в Архангельске»: Недавно всю страну шокировала новость: челябинский подросток стрелял в родителей. Сразу же оживились социологические службы, которые напугали статистикой: чуть ли не у 80% детей отклонения в психике. На самом деле всё так страшно?
Ирина Козьмина: Я не думаю, что у большинства подростков отклонения в психике. Это очередной миф, который служит порой оправданием для окружающих. Да, подростковый возраст - очень сложный возраст, но таким он был во все времена. Я думаю, что каждый из нас может вспомнить какие-то случаи из школьной жизни, которые никак не укладывались в принятые тогда рамки. И тогда были случаи жестокости, просто о них не было известно широкой общественности. Причиной сложного поведения всегда становится нарушение отношений с близкими людьми. Меняются формы разрешения этих проблем - например, уход в виртуальную жизнь. А сами проблемы всё те же. Подростки - это уже практически взрослые люди. Они имеют своё мнение и хотят быть услышанными, с ними можно договариваться, и они принимают запреты, если они аргументированы. Взрослым достаточно понимать это, чтобы избежать конфликтов с подросшими детьми.
- Родители жалуются, что их дети ничем не интересуются. Но ведь сейчас столько возможностей развиваться. Почему они занимаются исключительно у компьютера?
- Возможно, родители перестраховываются. Сейчас очень много негативной информации - к сожалению, правдивой - о том, что творится «на улице». Иногда слышишь от взрослых: «Пусть лучше дома сидит, чем на улице свяжется с плохой компанией». Эта позиция устраивает родителей до тех пор, пока у ребёнка не появляются признаки компьютерной зависимости. Мне кажется, что, когда родители дают трёхлетнему малышу в руки планшет, они должны задумываться, к чему это приведёт.
Как показывает практика, если ребёнок с дошкольного, младшего школьного возраста не увлечен каким- то делом, не посещает детские объединения, в подростковом возрасте его практически невозможно заинтересовать чем-то. Важно как можно раньше выявить способности ребёнка и записать его в кружок или секцию, научить преодолевать трудности, достигать намеченную цель, а особенно важно - показывать свою заинтересованность в его делах.
В младшем возрасте родителям легче организовать для своего чада то окружение сверстников, которое будет влиять на него положительно. В старшем возрасте это сделать уже почти невозможно.
Нет цели
- А как объяснить подростку, что нужно учиться, если он не хочет и всё тут?
- Если нет стимула, то и взрослому ничего не хочется делать. Почему это должно быть по-другому у детей? Будьте внимательны и искренне заинтересованы, и тогда вы поймете, что является ценностью для ребенка: престижная работа, желание быть первым или ваша похвала. Но для этого надо вместе обсуждать книги, фильмы, поведение людей, разные новости, разговаривать, проводить время вместе. Важно не быть навязчивым, но дать понять подростку, что вы всегда рядом и готовы говорить с ним на разные темы.
Сейчас дети не умеют ставить цели, не понимают, чего хотят. Они даже порой не могут сказать, о чём мечтают. В этом, наверно, виноваты мы, взрослые. Как решить эту проблему? Чаще создавать такие условия, чтобы подростки могли высказывать свою точку зрения, дискутировать.
В стране и в мире сейчас очень непростая ситуация, при этом идет очень много тревожной информации - это ведет к повышению уровня эмоционального напряжения взрослых, а через них и детей
- Помочь в таких ситуациях семьям как раз может психологи. Но ведь сейчас такие специалисты есть не во всех школах?
- Сейчас в процессе оптимизации, или прикрываясь этим, во многих образовательных учреждениях сокращают прежде всего специалистов службы сопровождения: педагогов-психологов, социальных педагогов. Не хочется делать плохих прогнозов, но последствия могут быть непоправимыми. В стране и в мире сейчас очень непростая ситуация, при этом идет очень много тревожной информации - это ведет к повышению уровня эмоционального напряжения взрослых, а через них и детей. В такое время рядом должен быть специалист, который поможет, разъяснит, научит справляться с трудными ситуациями, поэтому система психологической помощи должна расширяться, особенно в образовании.