Повышение мер социальной поддержки позволили устроить на воспитание в семью до 65% сирот. Вместе с тем, несмотря на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры, социальная защита сирот не налажена, факты ущемления их интересов носят распространенный характер.
Органы опеки и попечительства, как сообщает пресс-служба прокуратуры, должным образом не выполняют функции по своевременному выявлению и надлежащему устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Остается актуальной проблема качественного подбора замещающих семей и контроля за условиями содержания в них детей, охраны имущественных и жилищных интересов сирот. Не обеспечена защита прав ребенка от злоупотреблений родителей и опекунов. Не получают должной оценки факты жестокого обращения с детьми.
В 2010-2011 гг. 25 опекунов привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей опекуна (г. Архангельск, Северодвинск, Вельский, Приморский, Онежский и другие районы). За этот период органами опеки и попечительства принято 16 решений об отстранении опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей, при этом расторгнуто 28 договоров о приемной семье, в т.ч. в связи с невыполнением обязанностей – 12.
Выявлены нарушения в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что свидетельствует об отсутствии действенного контроля за условиями содержания воспитанников со стороны органов опеки и попечительства и территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (Котласский, Плесецкий, Североонежский детские дома, Архангельский индустриально-педагогический колледж, Архангельский аграрный техникум и другие).
Так, локальные акты Архангельского детского дома № 2 содержат нормы, грубо попирающие права детей вопреки требованиям не только федерального законодательства, но и международного права. Декларация прав и обязанностей воспитанников, утвержденная директором учреждения 01.09.2010, предусматривала лишение детей прогулок, сладостей и просмотра телевизора, а также лишение права посещения родственников и друзей.
При этом обеспечение питанием воспитанников учреждения не соответствует установленным нормам и рекомендациям по хлебу, картофелю, фруктам, чаю и т.п., допускается использование в питании детей не рекомендованных пищевых продуктов – острые приправы, усилители вкуса и аромата.
Не осуществляется надлежащий контроль за взысканием и выплатой алиментов на подопечных и воспитанников госучреждений, своевременным назначением пенсии, сохранением принадлежащих сиротам имущества и доходов, не обеспечивается реализация их прав на наследство. Алименты взысканы на 4084 несовершеннолетних, однако 1211 детей не получают их. При наличии оснований защита интересов детей не налажена.
Около 6 тыс. сирот имеют закрепленное жилое помещение. Однако отсутствует контроль за сохранностью и ремонтом данного жилья, своевременно не заявляются ходатайства о постановке сирот, утративших жилье, на внеочередной учет нуждающихся в его предоставлении. В непригодном для проживания состоянии 288 закрепленных жилых помещений. Крайне редко предъявляются иски о взыскании задолженности по квартплате и коммунальным услугам, о выселении из жилых помещений недобросовестных родителей и иных членов семьи.
Выявленные нарушения свидетельствуют о недостаточной защищенности сирот в различных сферах жизнедеятельности в результате разрозненных и несогласованных действий различных органов и учреждений. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и подведомственных учреждений со стороны министерства образования, науки и культуры области ослаблен. Многие нарушения своевременно не вскрываются, адекватные меры к устранению нарушений не принимаются, виновные должностные лица к ответственности не привлекаются.
За текущий период 2011 г. прокурорами городов и районов выявлено 257 нарушений в данной сфере, опротестовано 10 правовых актов, внесено 40 представлений об устранении нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 18 лиц, в суд предъявлено 53 иска. По результатам проверки прокуратурой области внесены представления Губернатору области и мэру г. Архангельска.