«Я - «слепой музыкант». Как слышу, так и играю. Это просто порыв души, фантазии, импровизация. Иногда сожалею, что не получил музыкальное образование. Знаю только минор, мажор – грустное, весёлое. Но ребятам нравятся народные песни, если у кого-то день рождения, так мы даже спеть можем в конце урока», - говорит учитель физкультуры Геннадий Дмитриев.
«Спрячьте меня за занавес»
– Геннадий Аврамович, как же вы стали учителем физкультуры и гармонистом в одном лице?
– Это долгая история. После армии поехал в гости к сестре в Архангельск, она попала сюда по распределению. В Сибири был, в Забайкалье был. Захотелось посмотреть на Русский Север: белые ночи, романтика. Решил, понравится – останусь. Приехал, обратно не потянуло. Поступил на спортфак в педагогический. После института по распределению отправили в Красноборский район. Вот тут-то всё и началось. 25 лет мне тогда было. Ребята-старшеклассники притащили гармонь, а играть-то толком никто не умеет, так, пиликают. Во мне сразу пробудилась давно забытая с детства любовь к гармони. Старший брат, тоже самоучка, играл, но меня не научил. Я говорю: «Ребятки: дайте мне гармонь, а то мне по вечерам делать нечего: только клуб, да кино, я буду учиться играть». Потом День колхозника в деревне отмечали. В клубе решили организовать номер – танец «Кадриль». Так как я в институте танцевал русско-народные танцы, меня тоже привлекли. Только, говорят, музыканта, аккомпаниатора нет. Пришлось самому научиться, подобрал мелодию. Говорю, спрячьте меня за занавес, а то перед публикой растеряюсь, завалю всё. Как играл в день концерта- не помню. Помню, что кричали сыграть на бис.
В Архангельске устроился в детско-спортивную школу и на первую же получку купил гармонь. Вот это уже пятая, (с любовью обнимает инструмент, -прим. ред.) мне её подарила школа.
– Так может быть, легче использовать в работе магнитофон?
– Зачем мне магнитофон? Я гармонь взял, пошёл в другой зал, а магнитофон нужно таскать за собой, да и разве такую музыку найдешь? Хочется выразить, запомнить мелодию и сыграть, мурлыкаешь себе под нос, девчонки старшеклассницы придут, споют, это вообще класс!
На физре можно и спеть…
– Помните свои первые уроки?
– Помню после каждого урока спина сырая, пот градом. Сколько раз хотел бросить, учителя физкультуры дунут в свисток и всё, а я с гармонью стою, упорно не скидываю. Потом стало всё лучше и лучше получаться. До сих пор совершенствуюсь. Вместе с певицей Северного народного хора организовали в школе фольклорный клуб. Выступали с детьми, в художественной самодеятельности первое место держали. Сейчас уж такого нет.
– Новое поколение отличается от детей, которых вы учили 20 лет назад?
–Современные дети сложные по характеру, но зато они раскованные, незакомплексованные. Раньше напряжённость, скованность чувствовалось. Сейчас хочется дольше работать с такими детьми: хочется отдать импульс, передать эмоциональное состояние души. Так что без гармони, как без рук.
«Козлов» нет
– В некоторых школах уже ввели третий урок физкультуры. Как думаете, поможет он укрепить здоровье школьников?
– Конечно, если я скажу что не нужно три урока по своему предмету, что я буду за специалист? Но нужны нормальные условия, а не так, что один зал приходится делить на две части на два класса. Ни стадионов, ни спортивных площадок у нас нет, мы тренируемся в городском парке, яма на яме. При этом занимаем первые места на различных соревнованиях.
– Помню, в детстве прыгали через «козлов», а сейчас они куда делись?
– Раньше весь зал был уставлен гимнастическими снарядами. Выпускники вспоминают, как прыгали через «козла». Сейчас считается, что это травмоопасно, даже акробатикой многие учителя боятся заниматься. Много травм, скандалов. С одной стороны, никто не запрещает этого делать, просто стали бояться. Ты, может, отойдешь к кому-нибудь, а этот прыгнет и «клюнет» носом. Красивые были уроки, сейчас таких нет. Мы занимаемся акробатикой, но без перепрыгивания через «козла». Компенсируем другими снарядами: есть рукоход, шест, перекладины, тренажёры. Раньше прыгали и в высоту, в длину. Теперь ничего этого нет. Это тоже связано с травмами: как ни учи, обязательно найдется один, кто сядет на задницу и ушибет копчик.
– Вы - мужчина. Учительская зарплата маленькая. Что держит вас в школе?
– Было дело, уходил из-за маленькой зарплаты. Ушёл на завод, но через год снова вернулся в школу. В школе и двухсот рублей не зарабатывал, а на заводе получал четыреста, но все равно вернулся. Потом в 90-е многие учителя уходили, но ведь и многие оставались, потому что они любили и продолжают любить свою профессию.