Примерное время чтения: 7 минут
2264

«Снимали, как мужала страна». Кого и как показывают по телевизору сегодня?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ в Архангельске 18/12/2013

Архангельскому областному телевидению (ВГТРК «Поморье») - 50 лет. Легендарный, как его здесь называют, оператор Юрий Буинский почти 40 лет отдал любимому делу.

«Я думаю со страхом, что бы со мной было, если бы не телевидение? Неужели просидел бы в кабинете всю жизнь?» - улыбается Юрий Глебович. Коллеги про Буинского говорят, что это оператор от бога. А сам он настолько любил свою работу, что без отпуска снимал пятнадцать лет. И даже не заметил.

Работа оператора - это не только камера, и всё что с ней связано. Главное - это люди. Именно через его камеру жители области увидели великих адмирала Кузнецова, полярника Папанина, политика Виктора Черномырдина и первого президента России Бориса Ельцина.

Всё время в разъездах

Наталья Попова, «АиФ-Архангельск»: Юрий Глебович, только что прошёл фильм «Оттепель», из которого молодое поколение узнало, что оператор был просто небожителем. А как Вы начинали?

Юрий Буинский: Это было интересное, счастливое время. Время, когда были физики и лирики, когда бородатые люди ходили с гитарами, пели бардовские песни, искали у нас кимберлиты, бурили нефть, создавали ядерные реакторы. И это была не только советская сказка, которую показывали по телевидению, на те годы пришёлся и золотой век советского кино. Тогда человек с камерой пользовался большим уважением, тогда зарождалась и операторская школа. Я помню, как мы летали в Петрозаводск проявлять кинопленку, у нас на то время ещё таких возможностей не было. Был молодой, интересный коллектив. Тогда телевидение в Архангельске только-только создавалось, не было специалистов, не было специальных учебных заведений. Это позже уже появился институт ЛГИТМИК, где стали готовить режиссёров. С операторами вообще сложность была большая. На операторов принимали только во ВГИКе, да и только по несколько человек в год, и попасть туда было невозможно. Но, тем не менее, наша Галя Симко сумела туда поступить, сняла прекрасный дипломный фильм, который мы до сих с удовольствием смотрим. Это фильм архангельского режиссёра Валентина Рассказова «Тихая моя родина».

Мы были всё время в разъездах, и не только по области. В Латвии мы снимали, как работают наши судоремонтники с Бакарицы, своих там не хватало. Наши ребята из Коряжмы поехали в Братск на лесоперерабатывающий комплекс, и мы с ними. Баку-это вообще были наши побратимы. И так буквально по всему Советскому Союзу. Ну а наш север, сколько мы его снимали, это же огромная территория!

У нас тогда был аэропорт, который гудел круглые сутки, там собирались интереснейшие люди: полярники, нефтяники, мы были равными, мы жили одной жизнью. Мы снимали работу: то как росла, мужала страна, встречались с удивительными людьми. К сожалению, сейчас страна наполовину стала частными владениями, ничего не создаётся, не возрождается, что снимать? Закрывающиеся предприятия?

Бракованная пленка

- Сейчас не нужно экономить на плёнке, техника шагнула далеко вперёд, отразилось ли это на качестве? Обыватель, пожалуй, и не замечает?

- Раньше снимать было технически сложно. С плёнкой нужно повозиться: проявить, посмотреть, высушить и после уже ничего нельзя исправить. А как это ответственно! Представьте, в съёмках задействована огромная группа, огромные средства. Однажды мне выделили ледокол и дали задание: «На ледоколе подъедете к острову Мудьюг, тебя спустят с борта, ты сделаешь три кадра, вернёшься, самолёт тебя будет ждать». И каково было бы: снять, проявить съёмку и увидеть, что у тебя брак!  Мусор попал на плёнку, или  ещё какая-то причина - это ужасно. Не скрою, у меня такое бывало, и у всех операторов такое было. И какой бы ты ни был аккуратный, но может быть плёнка бракованная, и всё. Я помню то чувство: пока не приедешь, не проявишь, не можешь ни есть, ни спать. А если я снимаю хор из района, который с работы отстранили на пять дней? Они для меня пели, плясали, душу полностью открыли, а я сказал: «Ребята, извините, плёнка была плохая?» Сегодня в этом плане легче.

Да, сейчас можно любого научить снимать. Всё намного проще. Техника шагнула настолько далеко, что стала потихоньку убивать творчество, и это заметно. Сейчас операторам говорят, до какой пуговицы можно снимать. Ну, о чём тут говорить?

Журналисты встречают Виктора Черномырдина в аэропорту Архангельска. Фото из книги «Виктор Фридман. Человек вселенский».

«Мало воспитания»

- Почему первые лица окружают себя плотным кольцом охраны так, что к ним не подойти даже телевизионщикам?

- В девяностые годы я снимал Ельцина, Путина, Черномырдина. С ними можно было стоять рядом и разговаривать. Я помню, как Борис Николаевич был первый раз на Плесецком космодроме. Как только он возложил цветы к Вечному огню, его моментально окружили люди, прямо в кольцо взяли. И он не вышел из этого кольца, пока не ответил на все вопросы. Ему там даже кто-то пытался бутылку портвейна вручить.

А сейчас я вообще не понимаю, что происходит. Чем они так озлобили народ? Чего они так боятся? Охрана-это дико и ненормально. Охрана не только у первых лиц, но и у вторых, и у третьих. Три кольца оцепления, и народ стоит тот, какой надо народ. Наш оператор Володя Вешняков ездил в Мурманск снимать Михаила Горбачёва, так он даже издали не увидел его. 

Не хотелось бы жёстко говорить, но элементарно у многих современных политиков не хватает культуры, уважения. Как раньше говорили: «Из грязи да в князи». Попал человек во власть, он шалеет от этого, образования мало, интеллигентности нет, воспитания никакого, и поэтому начинает позволять себе хамство.

Из тех, кого приятно было снимать - это бывшие губернаторы Павел Николаевич Балакшин, Анатолий Антонович Ефремов и наш земляк Алексей Кудрин. Они все очень уважительно относились к нам. Прислушивались к советам: как встать, когда лучше начать говорить. С Кудриным мне нечасто приходилось встречаться, но с ним было легко, приятно, не оскорбительно работать. Другой пример могу привести. Борис Немцов. Разговаривает с тобой так, как будто ты для него что-то там внизу.

Что сейчас происходит? Уже неудивительно, что операторам диктуют, кого и как снимать, а журналистам раздают вопросы, которые они должны задать власть имущим. Но однажды я увидел, как заслуженному человеку дали ответ, который он должен был произнести…. Ну что это? Мне это уже неинтересно.

И всё-таки я надеюсь, что пройдут эти времена становления. Только вот очень уж долго это проходит…

Досье:

Буинский Юрий Глебович, родился в г. Курск в 1949 году. Учился в Ленинградском кораблестроительном институте, затем, перевёлся в нынешний северодвинский Севмашвтуз, отслужил в армии. На областном архангельском телевидении отработал около 40 лет. О том, чем занимается сейчас, говорит так: «Отдаю долги семье, делаю, то что не успел сделать», имеет 2 сыновей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах