Почему в нашем городе? Ведь родился Николай Неплюев далеко на юге – на Украине, в Черниговской губернии. Опыт дела всей жизни Неплюева оказался важным для христианской общины Заостровского храма, что находится под Архангельском.
Отец Иоанн Привалов, настоятель Сретенского храма, рассказал, как в начале двухтысячных перед ним встал вопрос, как дальше вести людей, как строить христианскую жизнь. «Я знаю, что сейчас через этот вопрос проходят многие пастыри, многие священники: да, вроде бы людей собрали, просвещение есть (храм, может быть, уже восстановлен, кружки какие-то действуют), но сердце, душа и совесть требуют чего-то большего – чего?» И тогда именно статья о Николае Неплюеве и его трудовом братстве стала «тем маяком, благодаря которому можно было идти вперед».
Дипломат, педагог
Кто же он, этот Николай Неплюев? Происходивший из прославленного аристократического рода, владевший огромным состоянием, он был аристократ по духу. Какая жизнь должна была сложиться у этого успешного человека? После окончания Санкт-Петербургского университета он был направлен на службу за границу в Императорское посольство. Но вдруг всё оставляет. «С раннего детства я носил глубоко в сердце религию любви. Там, где я не чувствовал любовь, я буквально болел от скуки… замерзал от духовной стужи… Всем существом своим я чувствовал, что кроме этого земного мира есть мир иной, более сродный природе души моей». Как глубокий призыв он воспринял увиденный им несколько раз сон: он в доме, окруженный крестьянскими детьми; общение с ними наполнено духовной радостью. С этой минуты он посвятит себя воспитанию крестьянских детей. Но сначала вчерашний дипломат идет вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию. По окончании ее в 1881 году в Янполе, неподалеку от родового имения Воздвиженска, он берет на воспитание крестьянских сирот. Затем организует мужскую сельскохозяйственную школу, где детям преподавались специальные науки, но главной целью было привести их к Богу. Об устроении крестьянских школ (их было несколько) и необычном для нас педагогическом опыте рассказала на вечере Светлана Чаусова. Один из принципов педагогики Неплюева – воспитание в привычках любви. Из любви к ближнему люди сами добровольно ограничат себя во всем, что необходимо для общего блага. «В работах этого деятеля и философа задевает какое-то высокое требование любви во всём: в деле воспитания, в труде, послушании. Он даже вводит особое понятие – «дисциплина любви», - говорит еще одна участница вечера Марина Петунина.
Дело дворянина
Но крестьянские школы – это было лишь начало. В 1889 году несколько выпускников школы захотели образовать христианскую трудовую общину. Из нее и родилось Крестовоздвиженское трудовое братство, Николай Николаевич Неплюев стал его попечителем. «Человек, который попробовал жить по Евангелию, и это ему удалось», - говорит о Неплюеве настоятель Сретенского храма отец Иоанн. Чтобы целиком отдать себя служению, Неплюев избирает путь безбрачия. Три основания устроения жизни этого братства: вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия; любовь – верность вопреки конфликтам и всему, что разъединяет; и еще труд. Один из участников вечера Сергей Машьянов поделился таким своим открытием после знакомства с опытом Неплюева: без организации, но на основе добровольной любви, невозможно создать христианского сообщества.
Рассказ о внутреннем устроении братства – это огромная повесть (обо всём этом можно сейчас прочитать). В братство входили и целые семьи, и безбрачные люди. Конечно, целью создания такого сообщества было не выживание экономическое (хотя труд там был основан на достижениях передовой науки, и, конечно, это было высокоэффективное хозяйство), главное – это служение Богу. Как во всяком живом деле, трудностей было много. И гонений. Но для нас важна оценка дела Неплюева отцом Иоанном Кронштадтским: «Пошел за Христом – нельзя, чтобы не гнали… Радуйся тому. Это доказательство, что ты служишь делу Божьему, а не делаешь дело человеческое… Рад, что с тобою познакомился, я нашел в тебе истинно русского дворянина, занимающегося истинно дворянским делом». После того как братство окрепло, Неплюев передал ему большую часть своего имения.
В 1906 году он обращается к готовящемуся Поместному Собору (который в то время так и не состоялся). И как всегда, Николай Неплюев верен себе: он чувствует призыв времени - он говорит о глубоком покаянии всех слоев общества. О восстановлении института катехизации («все верующие должны пройти эту школу, чтобы иметь ум и сердце крещенными»), и это не обучение «богословским наукам», а жизнь по заповедям любви. Глубочайшее слово – накануне революций и мировой войны, накануне тех испытаний, которые вскоре выпадут на долю России.
Он умер в 1908 году. Последние годы жизни мечтал организовать Всероссийское братство на основе приходов, которые должны стать живыми клетками церковно-государственного организма. По его мысли, вера не должна быть отвлеченной. Но проект этот осуществить не удалось.
А братство продержалось около полувека, до времени, когда выжить уже было невозможно: советская власть не могла допустить существование христианской трудовой общины на духовной основе, в 1929 году были репрессированы большая часть его членов.
У каждого есть историческое призвание
В нынешнее время нашего всеобщего равнодушия, бесчувственности в целом к судьбе страны, нашей разъединенности Николай Неплюев возвращает нас к главному. Он говорит об историческом призвании в каждое время целых групп общества и отдельного человека. По Неплюеву, главным классом, который должен взять на себя ответственность за улучшение жизни народа, крестьян, должен был стать класс помещиков, а не пролетариат. Неплюев отмечает, что это не жертва со стороны помещика, потому что и его жизнь, некогда пошлая и бессодержательная, обретет смысл. Одно из самых интересных сообщений на вечере – о социологических идеях Неплюева, пока еще мало изученных и, кажется, очень важных для нас сегодня, - сделала Татьяна Глушко.
А разговор наш о Николае Николаевиче Неплюеве проходил в одном из залов музея – перед прекрасным полотном Шарля Бенуа Митуара. В прошлом году в Заостровский приход приехала группа паломников из Москвы. Посетили они и наши городские музеи. Именно они обнаружили в доме Плотниковой огромное полотно, занимающее целую стену комнаты. На нем – необыкновенной красоты люди: семья поручика Ивана Неплюева (он с женой и тремя детьми) – деда выдающегося христианского деятеля. Старший мальчик на картине – отец Николая Неплюева. О том, как портрет этот чудесным образом попал из Киева (недалеко находится имение Неплюевых) в Архангельск, как был реставрирован тоже чудом в 90-е, рассказала Елена Иосифовна Ружникова, замдиректора по научной работе дома Плотниковой. Картина действительно украшение музея. Она словно объяла всех нас необыкновенным светом красоты и благородства. Под этим знаком прошел разговор о Неплюеве.