Нашу героиню знают далеко за пределами её родного Княжестрова, острова, расположенного напротив села Лявля. Вот уже десять лет она вершит здесь свой духовный подвиг. В своей деревне Кузьмино она восстанавливает церковь, разрушенную в 1986 году при пожаре. Нельзя конечно сказать, что строя храм, женщина сама лазает по крышам, забивая гвозди. Своей неуёмной энергией Надежда Яковлевна заряжает десятки людей, желающих возродить знаменитый когда-то храм. В первую очередь она собирает деньги, необходимые для покупки стройматериалов и оплаты работы наёмных рабочих. Помогают ей и ости Княжестрова. В первую очередь те, кто когда здесь жил, и кто в местном храме «ведения Пресвятой Богородицы», крестился. Надо сказать, что в советское время, в храме крестили. В городских церквях многие это делать опасались. За местами «отправления религиозного культа» шёл тотальный контроль. И узнай те, кому следует, что ты занимаешься таким «поповским мракобесием», могли даже репрессировать. В Княжестровской глуши, подобного контроля компетентных органов было намного меньше, чем и пользовались люди.
Штаны-парашюты
Помогает Надежде Яковлевне и несколько семей Кузьмино. Особенно благодарна, как называют подвижницу, «Служка Божья», работникам парома, связывающего Княжестрово с «большой землёй». Капитан Александр и боцман Николай готовы в любую минуту прийти ей на помощь. У Вишняковой в деревне уже появился небольшой приход. Службы в молельном доме посещает несколько прихожанок. Руководит религиозной жизнью Княжестрова отец Владимир¸ который специально приезжает сюда из Архангельска.
К сожалению, делами будущей церкви интересуется лишь незначительная часть жителей деревни-пенсионеры. Люди вообще встретили, перебравшуюся из города бывшую землячку с непониманием: «Зачем нам храм? Если понадобится, мы и в Лявлю можем съездить, а то даже и в город. Мы лучше в клуб сходим». К тому же, как может возводить храм бывшая «певунья, плясунья и драчунья»? «Все деревья и крыши были мои,-вспоминает Надежда Яковлевна.- У нас был двухэтажный дом. И я, вместе с двоюродным братом любила с крыши прямо в сугроб. Все говорили: «Вон Надька на парашюте летит». Парашютом были надетые на меня мамины штаны. Отучившись в школе, захотелось попробовать вкус городской жизни. Из колхоза меня отпустили благодаря папе, работавшему на производстве мастером по лесосплаву. Считался грамотным. Мама работала в сельсовете.
В Архангельске я закончила Коммунально-строительный техникум по специальности «эксплуатация зданий». Закончив учебу, поступила на работу в одно из домоуправлений Соломбалы, получив вскоре там квартиру».
«Это мне по грехам»
На коммунальном поприще Надежда Яковлевна сделала неплохую карьеру. Через несколько лет возглавив современный вариант управляющей компании. ЖЭК. В Соломбале жила, как все: работала, растила троих детей, любила отдохнуть в ресторанах. Церковь начала посещать не более двух раз в год.
Всё изменилось в конце 90-х годов, когда женщина легла в больницу с инфарктом:
«Лежу я, – вспоминает Надежда Яковлевна – под воздействием успокоительных. Чувствую, что попадаю в ад. Лежу и говорю себе: «Это мне по грехам. Вела разгульную жизнь. Мало молилась». Вдруг подходит ко мне женщина. Подходит оттуда, где темно. Огонь, страх неугасаемый. Вместе с ними ужасная боль. Чувствую, что в эту тёмную бездну не хочу. Женщина сказала куда-то в темноту: «Оставьте её! Она мне будет нужна!» Я даже засопротивлялась, кричу: «Не спасайте меня! Я же грешна! По заслугам каждый награждён! Последней фразой была поговорка, которую я часто говорила детям, поощряя их или наказывая. Уходя, незнакомка, погладив меня по руке, добавила, мол, ты скоро ко мне придёшь».
Заступничество неведомой женщины помогло. Надежда Яковлевна довольно быстро пошла на поправку. Настоятель Лявлинского прихода иерей Вячеслав, с которым Вишнякова, уже была знакома предположил, что это, скорее всего, была Богородица, и что от неё в самом ближайшем будущем надо ждать благословения. Разве можно в такое поверить, да ещё в советское время?
Оставила детей
А дальше начали происходить чудеса. В начале 2000-х наша героиня встретилась с Матушкой Афанасией, настоятельницей Иоанно-Богословского женского монастыря в лявленской деревне Ершовка. Как оказалось, женщины были давно знакомы. Они вместе учились в школе на «Архбуме» (так до 1977 назывался Новодвинск,-ред). Вместе они пошли к архиепископу Тихону, где она и получила благословение Владыки «Идти и восстанавливать». Уже тогда Надежда Яковлевна задумала возрождать церковь.
В 2002 году она полностью перебралась в Кузьмино. Шел ей тогда 62-й год. «Я была, конечно, моложе, у меня и силы были. Я сама всё в молельном доме обила, всё поклеила. Выбор был, кстати, богатый. Готовых для оклейки обоев здесь находилось аж 17 сортов. Обустроиться мне помогали и односельчане. Семья местного предпринимателя помогала сделать мне печи, купила светильники».
Перебираясь в Кузьмино, женщина не побоялась оставить детей в Архангельске одних. Младшей дочке в то время ещё не исполнилось и шестнадцати лет. Она была уверена, что с ними ничего не случится. Дети всегда жили дружно и стояли друг за друга горой. Сейчас все они нашли своё место в жизни, часто приезжая к матери в гости. Старшая дочь, микробиолог, недавно даже обследовала некоторые «кузьминские» колодцы. Результат исследования женщину поразил: «Как вы можете такое пить? Здесь же слишком много фосфора».
Сын помогает матери в строительных работах. Не так давно он срубил, захламлявших территорию строительства ,17 ив. Проведя очистительную операцию, парень с удивлением обнаружил основания старой церкви. Своими очертаниями, явно напоминающие крест. Находка помогла, Надежде Яковлевне, ещё больше поверить в необходимость своей религиозной миссии.
Здесь будет паломничество
Второе чудо не заставило себя ждать. Понимая, что у будущей церкви вряд ли будет много прихожан, Надежда Яковлевна и лявлинский иерей Вячеслав, ставшим, для Надежды Яковлевны, настоящим духовным наставником, решили ограничиться лишь возведением часовни. Против этой затеи выступили высшие силы, в лице почитаемого в здешних краях Святого Благоверного князя Мардария. По преданиям, князь приехал сюда несколько веков назад, вместе со своей стражей на молитвенный подвиг. Упоминание о святом молитвиннике сохранилось на острове в виде наименования деревни Мардаровская. Деревня Стражково, соответственно, была названа в честь его стражи. Память о благоверном есть даже в названии Княжестрово – «Княжьего острова».
Святой Мардарий пришёл к Надежде Яковлевне в пять часов утра в образе священника.
«Было это, – вспоминает подвижница, – в 2002 году. Я только-только перебралась на остров из города. Вышла утром собаку выгулять, вижу, стоит монах. Откуда в такую рань мог взяться? Я его со спины вижу с кадилом и рваненьким подрясничком. Еще подумала: «Ой, как батюшка Вячеслав наш». Тоже небольшого росточка. Только лысинка, чего у батюшки Вячеслава никогда не было. Отвернулась на секунду, глядь, а монаха и след и простыл. Я, почему- то сразу подумала, что это был Благоверный Мардарий. Вот что это было? Еле дождавшись утра, звоню Отцу Вячеславу. Узнав новость, батюшка целую неделю молился. Придя после молитв сказал, что храм нужно восстановить. Чтобы люди отдали долги. Мы же сами в 1986 году храм утратили. Сгорел он по нашему неверию.
А в будущем, я уверена, здесь такое будет паломничество, которого остров не видал. Храм нужно восстанавливать хотя бы для того, чтобы угодить богу, а не людям. Люди веру утратили».
В том что, начав восстановление храма, она поступила правильно, Надежда Яковлевна убедилась через несколько лет, побывав на родине Сергия Радонежского, в Троице-Сергиевом Варницком мужском монастыре. Старец обители сказал северянке так: «Тем, что Вы начали восстанавливать, а не строить, новый храм, Вы угодили богу».
К сожалению, подвижница продолжает восстанавливать храм уже без отца Вячеслава, погибшего в начале 2006 года. То, что Надежда Яковлевна занимается богоугодным делом, говорят даже иконы, попавшие в молельный дом деревни не только от местных жителей. Некоторые иконы были привезены в Кузьмино даже из Иерусалима. Сразу несколько божественных изображений, прибыв в молельный дом, замироточили, как бы показывая этим, что то, что здесь делается, это хорошо. И новых хозяев они с удовольствием принимают.