Не так давно в Архангельске, наконец-то, открыли физкультурно-оздоровительный комплекс «Норд-Арена». ФОК этот строили со скандалом, не раз переделывали, искали всем миром украденные с него деньги, и вот - сдали. Мы подумали: «Если уж в областном центре спорт не нужен, то, что происходит в глубинке?»
«А ничего хорошего, - сетует футбольный тренер из Няндомы Николай Кобылко. - Хорошо, что Олимпиаду провели, красиво организовали, много денег вложили, но сюда бы их, на сельский спорт эти деньги».
Сам себя Николай Кобылко называет «фанатом дворового футбола». Он приехал в Няндому в 1976 работать помощником машиниста, тут и остался. «Я всегда любил спорт, играл в футбол за областные команды, за районные, за предприятие. А после пятидесяти лет подумал тренировать подрастающее поколение. Даже не знал, пойдут ко мне ребята или нет», - рассказывает он.
Десятилетний юбилей
Ребята пошли. Уже в первый год в секцию при доме творчества набралось больше сорока человек. «Зарплата была мизерная, я работал и по совместительству был тренером, - вспоминает Николай Никитович. - Сначала нам зал не давали, мы на открытых площадках играли. Сами их чистили, сетки вешали. Потом стали заниматься в спортзале «Локомотив». В прошлом году отметили десятилетний юбилей секции. А в этом году меня сократили, сказали, что денег нет. Я около сорока человек вёл, а у них двух тысяч рублей не нашлось, чтобы мне эту работу оплачивать!»
Пенсионера отправили разбираться в управление образования, а там решили, что он будет вести секцию при двух школах. Оказалось, что и при школах дворовый футбол пользуется спросом. «Мы никуда не ездим на соревнования, просто проводим оздоровительные занятия, чтобы ребят чем-то увлечь. Сейчас у меня где-то 50-60 человек, в основном начальные классы. Я даже день детского футбола сделал, по субботам, когда занятий в школе нет, все приходят, делятся на команды, играют друг с другом», - рассказывает Николай Никитович.
«Надоело пороги обивать»
В спортивной среде Николай Кобылко с начала девяностых. До того, как стать тренером, был председателем местного спорткомитета. «Даже в девяностые годы, когда денег не было, на спорт всё равно средства выделялись. Взаимозачётами рассчитывались на худой конец. А сейчас это старое поколение ушло, а молодёжи не до того. У нас даже спорткомитета нет, приглашают мужчин, а никто не идёт – зарплата маленькая. Я был последним председателем спорткомитета, пока на пенсию не вышел. Сами посудите, надо же самому ребят собрать, деньги тоже нужно самому найти и соревнования провести самому. Я фанат этого дела, вот и держусь который год. Но и мне уже надоело каждый раз пороги обивать, чтобы денег выделили».
Ребята с первого класса хотят играть в футбол, специально идут за несколько километров, из отдалённых школ. «У меня была такая группа ребят, они серьёзно занимались, команду собрали, и потом спартакиаду школьников выиграли. Ребята, которые увлекаются футболом, потом во взрослых командах играют, за районную сборную. За десять лет я много таких подготовил, - рассказывает Николай Кобылко. - Но тренировки – это одно, самое главное – соревнования проводить. Обязательно надо наградить какими-нибудь грамотами или медалями, иначе детям будет неинтересно. Но опять же, где на это деньги взять?».
Больше ста человек хочет заниматься футболом в небольшой Няндоме. Кого-то приводят родители, кто-то приходит сам. Секция работает до апреля-мая, а в сентябре ребята приходят уже подготовленные. «Видимо, всё лето во дворах бегают, играют. У них уже удары, финты – сам удивляюсь. В этом году ребята даже сами футбольную площадку сделали, мы им только сетки помогли достать. Сами следят за порядком и чистотой. Мне нравится с ними заниматься, и толк от этого есть, только внимания от властей нет».
«Мы же за спорт, в школах всё должно быть бесплатно, всё для ребят. А коснешься этого – всё не так. Ну как это денег нет? Двух тысяч рублей нет, чтобы сорок ребят были чем-то заняты? Когда мы создавали дворовый футбол, даже в газетах писали, что собираем специально, чтобы ребят от улицы отвлечь, от дурных привычек. Нас приглашают на турниры в Шалакушу, в Мокшу. В посёлках тоже ребята играют, хоть у них педагогов и нет. Но за пределы района ни разу не выезжали. Я хотел создать областную программу дворового футбола, надо на это тысяч сорок: на мячи, на форму. Меня завернули - денег нет, а на одном фанатизме не выедешь».
Договор со школой у тренера Кобылко истекает в этом мае. Где, каким образом и под чьим руководством будут тренироваться футболисты дальше, и будут ли вообще? Вопрос остается открытым.