Примерное время чтения: 6 минут
577

Ветеран «Водника» Николай Парфёнов: Спортсмены не заинтересованы собирать стадионы и играть лучше

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ в Архангельске 06/12/2012
Фото из архива Н. Парфёнова

Архангельск, 7 декабря – АиФ-Архангельск. «Сегодня хоккей практически загублен и потерян, как вид спорта, – говорит ветеран команды «Водник» Николай Парфёнов. – У нас в городе осталась одна спортивная школа, готовящая хоккеистов. И если раньше в команду выбирали одного из ста, то теперь в лучшем случае отбирают из десятка.» Но мужчина верит, что ситуацию ещё можно изменить и на протяжении многих лет практически в одиночку бьётся, чтобы суметь вернуть спорт в массы. На днях стало известно, что он стал обладателем награды «Достояние Севера» и вот-вот получит звание Почётный работник физкультуры и спорта Архангельской области.

Бегали по шпалам

– Николай Дмитриевич, в советские времена отношение к спорту было совсем другим, нежели сегодня. Престижно было быть спортсменом, наверно и привилегий было не мало?

– У нас команда вся была не профессионалов. Большая часть работала в пароходстве. Но мы играли с сильнейшими командами страны и нам не верили, что у нас сплошь моряки, а не профессиональные хоккеисты. Всего за пару месяцев перед чемпионатом нас освобождали от работы. Мы выезжали в дом отдыха «Моряк Севера». Там не было спортивных площадок, поэтому мы бегали по шпалам. А с первыми морозами мы отправлялись на озёра рядом с домом отдыха и тренировались там. Почти каждый наш игрок знал на собственном опыте, что такое провалиться под лёд и оказаться в холодной воде. Но желание было огромное, хотелось быть лучшими. Сегодня спортсмены тренируются в Швеции и Финляндии. У них есть врачи, массажисты и вообще всё, что только можно вообразить. У нас ничего подобного не было. Разве что после очередного чемпионата давали неделю отпуска, чтобы залечить все свои травмы. У меня такая толстая медицинская карта была, что с трудом меня брали в море.

– Ну а как же деньги? Современные спортсмены зарабатывают весьма неплохо.

– На время тренировок и игры нам сохраняли наши оклады, которые мы получали на своей основной работе. А студенты – стипендию. То, что происходит сейчас – плохо. Во-первых, в наше время не было такого разделения общества, как сейчас. Теперь получается так: вот ты работяга и получаешь копейки, а ты в спорте или искусстве и зарабатываешь огромные деньги. Во-вторых, разделение есть и среди самих спортсменов. Разве это дело, что в одной команде один игрок может получать 450 тысяч, а другой – 100. Должен быть стимул проявить себя. Но если ты не выполняешь свои функции, то почему такие деньги получаешь?

Мы встречались с людьми. Сейчас этого нет. Команда играет при пустых трибунах. А когда мы играли, люди занимали места на крышах ближайших домов и деревьях. Тропинки были протоптаны в снегу со всех концов города. Сейчас спортсмены оторвались от народа. Они сидят на бюджетных деньгах и не заинтересованы привлекать людей на стадион. Но ведь они защищают честь нашего города! Мне бы очень хотелось, чтобы команда встала на ноги. Но, сегодня приток игроков очень мал.

Обеспечивали всем

– Если условия такие хорошие, то почему же так мало ребят идёт в спорт?

– У нас в команде были ребята со всех районах города. Во всех школах, учебных заведениях и предприятиях были свои команды. На каждом лесозаводе был собственный стадион. Город жил спортом. При этом раньше если ты попал в команду, то спортивное общество полностью выдавало тебе обмундирование, да ещё и талоны на питание давали. Сейчас просто ничего не осталось. Только на базе стадиона «Труд» создано несколько спортивных школ.

Помню, когда я женился, мы переехали на переулок Водников. Там я увидел дворовую команду. Мне захотелось помочь ребятам. Я пришёл в пароходство с просьбой помочь. Нам построили спортивную площадку, обеспечили парней формой и всем необходимым. И вот они начали выигрывать. На второй год мы с ними уже ездили по всей области, на третий отправились в Мурманск. Все перелёты, переезды нам оплачивали. Сейчас такое просто невозможно. Все предприятия частные, никому ничего не нужно. Раньше ведь дети могли бесплатно заниматься спортом, а теперь сразу: Заплати деньги! Но не у всех есть возможность платить. Мы стараемся хоть как-то исправить ситуацию. На базе клуба «Гандвиг» предлагаем теннис и тренажёры за символическую плату. А скоро у нас произойдёт открытие веллоклуба, которому выделили помещение в школе № 11. Там люди, которым по 60 с лишним лет и они объездили на велосипедах всю Европу и они очень хотят привлечь молодёжь, заинтересовать их.

Я ведь много общаюсь со школьниками, и вот что меня удивляет в них: я за всю свою жизни ни одной сигареты не выкурил, а теперь идёшь мимо школы – стоят, курят. А спросишь у целого класса: «Кто из вас спортом занимается?» поднимается пара рук всего. Надо ситуацию постепенно менять. Конечно, спорт – это очень большой труд, но если есть желание, то всё преодолимо.

– Сегодня мы то и дело слышим о том, что спортсменов перекупают, в том числе и заграничные клубы. А в ваше время не переманивали звёзд?

– Нас всех приглашали в другие города и другие команды. Но мы были связанны с морем. Зачем нам было куда-то бежать? У нас ведь как было. Отыграл ты хорошо, так и на работе это отразиться – отправят в Европу. А плохо – в Арктику. У нас была перспектива роста. Конечно, были те, кто уходили и уезжали, но они все оказались в итоге потерянными людьми. Я лично понимал, что если уйду из спорта, у меня останется море, а чтобы у меня осталось, если бы я уехал в другой город? Ничего! Да и сегодня я знаю, что многие из тех, кто уходит, потом просятся обратно.

Досье

Закончил АЛТИ по специальности МТД и Морскую академию. 16 лет защищал честь команды «Водник». В 1972 году ушёл из большого спорта. Мастер спорта, почётный работник морского флота. Женат, имеет дочь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах