«За 2 месяца 2016 года у нас находилось исполнительных производств о взыскании задолженности за услуги ЖКХ на общую сумму почти 438 млн рублей. В числе должников не только граждане, но и юридические лица, индивидуальные предприниматели, - рассказала пресс-секретарь Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Наталья КИТАЕВА.- За те же 2 месяца текущего года судебные приставы уже взыскали более 26 млн рублей».
Накопили долгов
В Информационно-расчётном центре (ИРЦ. - Ред.) стараются идти навстречу неплательщикам. Оповещают о долге спустя три месяца, обзванивают провинившихся, присылают разноцветные квитанции, чтобы человек обратил внимание на проблему. «Если потребитель не реагирует ни на одну из форм предупредительного характера, то учреждению приходится обращаться с иском в суд, - говорит директор МУ «ИРЦ» Александр Мельников. - Если исполнительное производство не приводит к взысканию долга, то возможна крайняя мера - выселение в неблагоустроенное жильё».
«Проблема неплатежей есть, но у нас она не настолько острая, - рассказал председатель ТСЖ «Бриз» Виктор ЖЕРНАКОВ. - Вообще, у меня один дом (пр. Терёхина, 6, что в Соломбале. - Ред.), и примерно 98% жильцов оплачивают счета за жилищно-коммунальные услуги вовремя. С теми, кто не платит, провожу работу постоянно, но пока не в мою пользу. Например, есть у меня женщина, которая отказывается платить долги, которые накопила её умершая мать. Долгов - примерно на 70 тыс. рублей. Ещё один жилец накопил долгов на 120 тыс. рублей. Причём в квартире прописаны ещё трое детей и его отец. Отец оплачивает «свою» часть, а он нет. Он набрал кредитов в банке, весь в долгах. Я подал иск в суд, там мне сказали, что в первую очередь он должен погасить долги перед банками, а потом уже коммунальные. Не так давно он квартиру приватизировал. Была бы моя воля, я бы запретил приватизировать муниципальное жильё, пока жилец не расплатится с долгами». В целом, как говорит Виктор Иванович, денег на содержание дома хватает. Даже сейчас, в кризис, у него получается на чём-то сэкономить и накопить небольшую сумму. От жильцов дома никаких нареканий на работу ТСЖ «Бриз» нет. «Большинство всё же понимает, что нужно вовремя перечислять деньги за услуги», - говорит Виктор Иванович.
Страдают добросовестные
«Наша управляющая компания обслуживает больше 200 домов. Это деревянный жилой фонд, - говорит заместитель директора управляющей компании «Деком-3» Ольга ПЛОТИЦЫНА. - Примерно 75% жильцов оплачивают счета за коммунальные услуги вовремя. С остальными мы проводим постоянную работу. Со злостных неплательщиков долги взыскиваем через суд, с кем-то ведём разъяснительную работу, ходим по квартирам, объясняем, что нужно платить, кому-то вписываем сумму долга в квитанции на оплату ЖКУ. Такой процент неплательщиков уже сформировался, и, исходя из этого, к сожалению, работает организация. Мы, к примеру, и штат набираем из тех средств, которые поступают, и ремонтов делаем меньше, и т.д. Так что из-за неплательщиков страдают добросовестные жильцы».
«Как только я получаю квитки, иду на почту оплачивать, никогда не коплю долги, - говорит архангелогородка Галина Федосеева. - И конечно, я понимаю, что не из воздуха же управляющие компании будут брать деньги на обслуживание наших домов. Платили бы все вовремя».
Кстати
С 2015 году штрафы за просрочку оплаты жилищных и коммунальных услуг выросли почти в два раза. Существенно увеличился размер пени за просрочку оплаты «коммуналки». Злостным неплательщикам придётся раскошелиться и выплатить управляющим компаниям уже 17,7% годовых от общей суммы задолженности. Как и раньше, пени начисляются с 91-го дня просрочки.