Пятница. 15.20. Моросящий дождик. Мы отчаливаем с центрального причала на буксире «Механик Бондарь», и ругаем себя, что не прихватили сапоги. Как же будем выбираться на мокрый берег?
Впереди у нас 3 остановки: Кальчино, Нижнее Рыболово, Волочок. На борту-целая делегация. Это руководители «Архречпорта», сотрудники прокуратуры, «Госморречнадзора», администраций, Приморской и областной, журналисты. Солидный десант? Ещё бы, ведь проблема серьёзная, речь идёт об удобстве. И не только. Нужно думать и о перспективе, развитии туризма. Только представьте себе: туристы смогут обозревать самые потаённые уголки Приморского района, в которые добираться всего-то полчаса. А это – романтика+фото на память+реклама региону+налоги в бюджет.
Пункт первый. Кальчино.
Архангельск – уникальный город. У нас столько островных территорий, сколько нет нигде. Но попадать на острова с каждым годом всё труднее – дно зарастает, теплоходы не везде причаливают к самому берегу, да и причалов нет. Мы убедились в этом уже в Кольчино. Полчаса в пути, и вот мы причаливаем. «Трап здесь не спустить, наш якорь – это, можно сказать, песок» – объясняет моторист-рулевой Александр. Кое-как, поддерживая друг друга, по лесенке, спускаемся на берег и сразу проваливаемся в мокрый песок. Брр, как неприятно. Пока делимся впечатлениями от такого неудобства, причаливает пассажирский теплоход. Островитяне, хотя и опытные уже, наловчились преодолевать препятствия, тоже не очень-то изящно спускаются по лестнице на берег. Почти все они навьючены сумками-котомками-детьми, в основном это пожилые люди. «Уф!», – шумно выдыхает бабуля, подтягивая сумки на берег. Знакомимся. Евдокия Сергеевна, оказывается, здесь абориген. Евдокия Сергеевна – оптимистка. «Так-то мы уже привыкли за много лет, – смеётся она, отдышавшись.– О причале-то даже не мечтаем, нам бы будочку какую, от дождя прятаться. А вместо причала мы уж сами корягу положили, сидюльку сделали, да спасибо ещё ребятам, стараются, причаливают как можно ближе, чтоб не в воду нам спускаться».
Всё это безобразие видит и представитель власти, начальник управления экономики, прогнозирования администрации Приморского района Елена Денисова. Кстати, Елена Григорьевна-единственная представительница власти, которая вышла, что называется, «в народ». Естественно, прямо здесь, на берегу, мы начали закидывать её вопросами: почему причалы не строятся, сколько всего их нужно, и о какой сумме идёт речь? «Этот вопрос не к нам,-сразу расставляет точки Елена Григорьевна. – Обеспечить транспортными причалами район не может, у нас нет на это полномочий. Дело в том, что все речные линии, по которым перевозятся пассажиры водным транспортом, в Приморском районе являются межмуниципальными и в соответствии с действующим законодательством полномочия по перевозкам, обустройству причалов лежат на субъекте федерации (то есть на областной власти,–ред). Мы неоднократно обращались в Правительство Архангельской области по вопросу недостаточного количества причалов, а зачастую и даже полного его отсутствия. По нашим подсчётам на сегодняшний день крайняя необходимость существует в 8 причалах».
Пункт второй. Нижнее Рыболово.
Таким же «макаром», цепляясь друг за друга забираемся на буксир. «Ну, может, в Нижнем Рыболово не придётся месить грязь», – возмущаемся. «Придётся, придётся», – смеются мотористы и показывают на наши босоножки. Вообщем, еще 20 минут, и мы – в пункте №2. На наще журналисткое «счастье» мы пришли одновременно с пассажирским теплоходом. Пока он причаливал, коллективно решили – спускаться не будем, в воду, что ли прыгать? Зато всем буксиром мы наблюдали, как дачники и местные жители, опять же с котомками и детьми «сходят» на берег. Впрочем, слово «сходят», слишком торжественно для этого момента, цепляясь друг за друга, соскальзывают по мокрой от прошедшего дождя лесенке, а потом, самые неустойчивые, буквально на четвереньках, хватаясь за траву, вползают на пригорок. Через несколько минут мы спросим госинспектора Архангельского линейного отдела Северного управления «Госморречнадзор» Сергея Филимонова: «Ну, вы же сотрудник надзорного органа, неужели сами, безо всяких жалоб в ваше ведомство, не видели, как люди хватаются за траву, взбираясь на берег?» Но Сергей Анатольевич не видел. «Управление «Госморречнадзора» осуществляет свою деятельность на основании требований закона. Основными требованиями являются жалобы, факты, свидетельствующие о нарушении законодательства РФ. До сегодняшнего дня никаких жалоб от пассажиров, – настаивает он.– Если в ближайшее время в управление будет представлена необходимая информация, то мы будем разбираться и предпринимать меры».
Пункт третий. «Волочок».
Идём дальше. На «Волочок». Самое время узнать о судьбе будущих причалов у генерального директора ОАО «Архангельский речной порт» Андрея Разговорова и заместитель начальника управления транспортной инфраструктуры Министерства торговли и промышленности Архангельской области Михаила Осина.
«Мы своевременно подготовили пассажирский флот к навигации,-рассказывает Андрей Разговоров. – В ремонт теплоходов вложено более 16 миллионов рублей. Но, когда мы вышли на пригородные линии, вскрылась серьезная проблема – полное отсутствие причалов. Работать в таких условиях невозможно. Во-первых страдают люди, во-вторых не соблюдаются требования безопасности при спуске и подъеме на суда, да и сами теплоходы чаще ломаются. Поэтому руководством речпорта был разработан проект по строительству плавучих понтонных причалов. Сегодня, для того, чтобы спокойно работать на пригородных линиях, необходимо установить 25 таких причалов. По сути, на всех остановках района. Для реализации данного проекта речной порт готов привлечь инвестора. Но для этого необходимо выработать механизм компенсации затрат на сооружение причалов. Сегодня по данному вопросу идут переговоры с Правительством Архангельской области. Сейчас с их стороны необходимо разработать механизм компенсации расходов. Если они это продумают, то проект будет осуществлён. Конечно, без их поддержки данную проблему не решить».
Но как мы поняли, до разработки механизма компенсации расходов ещё надо дожить. Во-первых, «Архречпорту» необходимо доказать чиновникам, что причалы нужны. К примеру, Михаил Осин считает иначе. «Эти пункты, где мы были сегодня, не требуют плавпричалов, потому что там посадка-высадка пассажиров обеспечена, то есть безопасна, я не видел, как люди вылезали на четвереньках». И вообще, по мнению, Михаила Осина, нечего разбазаривать народные деньги, если на то нет необходимости, ведь строительство каждого причала стоит 4,5 миллиона рублей. То есть в ближайшие 4 года причалы будут строиться, целых 8, но не там, где мы побывали, а, например, в Архангельске. Если учесть, что строительство плавпричалов осуществляется на условиях софинансирования, то городу повезло – у него больше денег. А руководство Приморского района, якобы, никак не может определиться, войти ему в долгосрочную целевую программу, или нет? Складывается впечатление, что диалога между бизнесом и властью пока нет. «С «Речпортом» у нас очень хорошие отношения, – заверил Александр Ядовин.– У нас нет нареканий к его деятельности, а этапы улучшений связаны с этапами обсуждений. Если «Речпорт» защитит, допустим, миллиард рублей, то миллиард войдет в бюджет и будет скомпенсирован в полном объёме. Мы рассматриваем «Речпорт» в качестве инвестора. Так что пока строка «инвестор» пуста».
А если «Архангельский речной порт» по каким-либо причинам может и не попасть в долгосрочную целевую программу на 2012-2016.? И тогда людям спрыгивать на берег ещё 4 года? К слову, в «Волочке» мы тоже так и не рискнули спуститься-лесница была слишком крутая, а трава мокрая…
Справка АиФ
Основными видами деятельности ОАО «Архангельский речной порт» являются: перевозка грузов и пассажиров; буксировка судов, плотов и иных плавучих объектов; выполнение перегрузочных работ и складских операций; комплексное обслуживание флота; разведка, добыча и реализация нерудных строительных материалов; производство дноуглубительных работ; транспортно-экспедиторское обслуживание.
В состав грузового флота предприятия входят шесть буксиров, более 30 несамоходных судов, 3 плавучих крана и т.д. В состав пассажирского флота входят 9 теплоходов вместимостью от 137 до 280 чел.