В 2012 году порт вывели из предбанкротного состояния. Свое 20-летие открытое акционерное общество «Архангельский речной порт» встречает с оптимизмом.
В истории Архангельского речного порта было много славных страниц, и сегодня, внедряя современные проекты, здесь бережно хранят традиции.
Славные страницы истории
Архангельский речной порт в советское время был монополистом по добыче песка. В 70-80-х годах Архангельский речной порт по праву гордился своим флотом. В состав флота входили: 22 пассажирских теплохода, 23 буксира, 14 вспомогательных судов, 6 рейдовых и пр. Сегодня трудно представить, но в те годы по Северной Двине ходила даже быстроходная ракета «Заря».
Годы перестройки пошатнули всю экономику страны, 90-е заметно сказались и на работе порта. Отсутствие зарплаты, массовые сокращения работников, простои. В 1993 году 30 апреля было зарегистрировано ОАО «Архангельский речной порт». Началась современная история порта в условиях рыночной экономики. В 2000-х годах ситуация в порту стабилизировалась. Но дальнейшего развития Архангельский речной порт не получил. В последние годы он пострадал от безграмотного управления.
Ровно год назад в Архангельском речном порту сменился генеральный директор. Предприятие возглавил Андрей Разговоров. Как говорят в самом порту, этот человек пришёл не с улицы. Вот уже много лет он трудится на флоте. Именно поэтому он прекрасно знает, что и как нужно делать. Вероятно, именно поэтому за столь непродолжительный срок ему удалось изменить ситуацию в лучшую сторону.
10 новых причалов
Дело в том, что, когда Андрей Владимирович пришёл на предприятие, порт переживал далеко не лучшие свои времена. Был целый ряд вопросов, которые требовали неотлагательного решения.
Во-первых, большой проблемой были плавпричалы. А точнее, их отсутствие.
Дело в том, что плавпричалы были построены в конце 70-х - начале 80-х, рассказал нам Андрей Разговоров. Их было порядка 30 штук. На каждый остановочный пункт было по причалу. В начале навигации они выставлялись, а по завершению, соответственно, убирались. Срок их эксплуатации составлял 20 лет. В 90-х их начали списывать, так как они начали приходить в негодность. К 2012 году осталось всего 7 штук. Но их состояние было настолько плохое, что мы уже понимали, насколько небезопасно их эксплуатировать.
При этом хоть причалов и не было, людей надо было доставлять в пункты назначения. Вот и получалось, что судно было вынуждено подходить максимально близко к берегу и высаживать пассажиров практически в воду. С одной стороны, это неудобно и небезопасно для самих людей, а с другой - определённый риск и для самих судов. Это ведь равносильно тому, что каждый раз их добровольно садили на мель. Бывали случаи, когда им самостоятельно не удавалось сойти с этой самой мели.
- Мы посчитали, что такой подход в корне неправильный. Но наша инициатива по строительству новых плавпричалов была воспринята властью достаточно холодно. Тогда, понимая, что ситуацию всё равно надо решать, мы предложили самостоятельно строить причалы. На навигацию 2013 года у нас запланировано 10 причалов. Из них 7 уже построено. Они пойдут на самые проблемные участки, такие как Выселки, Ластола, Тойватово, Цигломень, Чубола, Вознесенье, Реушеньга.
Кроме того, в этом году Архангельский речной порт впервые выставлял и обслуживал переправу на 14 лесозаводе, которая позволила жителям Бревенника выезжать в Архангельск на своих автомобилях. По этой же переправе завозились продукты питания и уголь для котельной. Важно и то, что в отличие от переправы на 23 лесозаводе, которая прекратила свою работу в связи с банкротством предприятия, переправа Архангельского речного порта в два раза дешевле.
Ещё один социально значимый проект, который в скором времени будет воплощён в жизнь - это строительство речного вокзала.
- Пропускная способность вокзала - 5 тысяч человек в день. Старое здание вокзала сгорело прошлым летом. Наши работники, которые на причале обслуживают пассажирские линии, размещаются в вагончиках. Людям приходилось ждать на улице. Мы понимаем, что так не должно быть. Нам пришлось в буквальном смысле взять на себя работу муниципального образования. Но сейчас у нас уже готов проект, выделена земля, и, скорее всего, в конце года начнётся строительство.
Результат работы нового руководства пассажиры смогли оценить уже в прошлом году. Практически сразу, как прошёл ледоход, суда, обеспечивающие пассажирские перевозки, вышли точно по графику. Люди были приятно удивлены, ведь подобного они не видели уже много лет.
Если говорить о теплоходах порта, то некоторым из них по 70 лет. Но нормального ремонта они не видели уже давно. Бывало, что в самую навигацию часть из них попросту простаивала в порту либо из-за поломок, либо из-за нехватки людей.
- Сейчас мы ремонтируем суда. Впервые на 9 пассажирских теплоходах были заменены старые, пугающие своим видом, сидения. Вся отделка салонов была также выполнена заново. Важно и то, что штат рабочих у нас увеличился, а плавсостав нам весь удалось сохранить. И для нас это очень важно, ведь многие из них десятилетиями работают в порту. Это настоящие профессионалы и патриоты своего дела.
При этом, начав активную работу по улучшению качества услуг, предоставляемых портом, руководство столкнулось и с ещё одной проблемой. И эта проблема - нехватка кадров. Многие из тех, кто сегодня работают на предприятии, через несколько лет могут отправиться на пенсию. Но кто придёт им на смену? И тогда было решено начать работать с молодёжью. Школьникам устраивают увлекательные экскурсии, показывая, насколько интересна может быть данная работа. Кроме того, сразу 10 человек мотористов за счет предприятия учат на капитанов-механиков.
Первый ремонт
Чтобы своими глазами увидеть все изменения, мы отправились в порт. Сейчас ремонт на пассажирских теплоходах заканчивается, и капитан одного из них с удовольствием показал нам свои владения.
Капитан Юрий Воронцов уже 25 лет работает на теплоходе «Пётр Завернин». Он лично получал его в Москве в 1987 году. Естественно, что он не скрывает радости, когда говорит, что впервые за все эти годы проведён масштабный ремонт.
- В салоне поменяли сидения, постелили линолеум. При этом и про экипаж не забыли. Для нас создали очень комфортные условия. Честно скажу, ничего подобного ни мы, ни этот теплоход не видели. Новое руководство нас не разочаровало. Они хотят, чтобы флот работал, и они делают всё для того, чтобы он работал. Да и пассажиры заметили изменения. Честно скажу, у них был самый настоящий шок от того, как всё изменилось. Приятно, что за столько лет дело наконец начало меняться к лучшему. А при таких изменениях и экипажу хочется работать и заниматься любимым делом.
Кстати, генеральный директор на теплоходе в капитанской рубке, в машинном отделении или цехе не редкость. Чем живёт предприятие и какие у него сегодня потребности, из кабинета не видно, поэтому личные встречи с работниками происходят регулярно.
Кроме того, руководство порта уже обдумывает новые планы и перспективы по развитию предприятия. А значит, оно и дальше будет жить и работать, радуя как пассажиров, так и работников.