За 14 месяцев парусник прошёл по Северному Ледовитому, Атлантическому, Тихому и Индийскому океанам, обогнул экватор, преодолел более 45 тысяч морских миль, посетил около 25 стран мира и 30 иностранных портов государств Европы, Южной и Северной Америки, Азии и Африки. Кроме того, юные моряки за время похода прошли маршрутами знаменитых русских арктических исследователей Брусилова, Русанова и Седова в Северном и Норвежском морях.
«Я пробыл на «Седове» полгода, - вспоминает наш земляк и участник кругосветки Евгений Томилов. – Оторваться от родины на такой срок было нелегко. Особенно тяжело было поначалу. Хотелось вернуться домой, подальше от качки и штормов. Но мы справились! Для меня, как и для других ребят, это стало настоящей школой жизни, помогло нам лучше узнать себя, море и нашу будущую профессию! Кроме того я побывал более чем в 10 странах мира»
Найти себя
Анна Нечай, «АиФ-Архангельск»: - Евгений, сейчас всё чаще говорят о том, что профессия моряка утратила свою былую популярность. Учебные заведения зачастую не могут набрать нужного количество учащихся. Почему же вы выбрали эту профессию?
Евгений Томилов: - Во-первых, с детства я очень любил возиться с техникой, а во-вторых, мой отец и многие родственники были моряками. Они рассказывали мне о море, о своих походах. И мне это казалось очень привлекательным, хотелось пойти по их стопам. И вот когда настало время выбирать, куда идти учиться, я решил стать судовым механиком. Конечно, в профессии моряка есть свои недостатки. Многих пугает то, что нужно уходить в море на несколько месяцев, а потому и личная жизнь не очень складывается. Но я этого не боюсь. И после путешествия на «Седове» я лишь убедился в том, что правильно выбрал профессию. А вообще, каждый должен найти себя, найти своё дело и призвание. И мне кажется, что у меня это получилось.
А.Н.: - Сейчас наших моряков весьма активно переманивают зарубежные компании. Как вы к этому относитесь?
Е.Т.: - Лично я пока ещё не задумывался о том, куда пойти работать. Надо сначала закончить учёбу, сходить в армию, а там уже и работу искать. Но вообще, я прекрасно понимаю, что люди выбирают то место, где платят больше и условия труда лучше. Потому они и уходят под иностранные флаги. И осуждать их за это ни в коем случае нельзя.
А.Н.: - Вам довелось побывать сразу во многих странах. Наверно сравнивали их с родиной?
Е.Т.: - Конечно! И знаете, что меня поразило? В большинстве портов гораздо чище и уютнее, чем у нас. Там никто не курит на улице, не выбрасывает окурки, не мусорит. Хотя, всё же Архангельск далеко не самый грязный город. В Африке, например, гораздо грязнее.
«Запад» нужно восстановить
А.Н.: - «Седову» уже более 90 лет. Почему на нём до сих пор учат курсантов? Ведь парусные суда – это уже прошлый век и работать придётся на гораздо более современных.
Е.Т.: - Парусник это, прежде всего, наша история, история флота. Сходив на нём в плаванье, как нельзя лучше можно узнать и понять море, почувствовать его. Я, например, никогда не забуду, как впервые были подняты паруса. На мой взгляд, парусное судно - это прекрасная школа, которая как нельзя лучше подготовит нас к нашей будущей работе. Я вообще считаю, что парусные суда необходимо восстанавливать и учить студентов именно на них. Взять хотя бы нашу шхуну «Запад». Её нельзя потерять. Нужно сделать всё, чтобы спасти её. Было бы здорово, если бы она снова вышла в море и будущие моряки проходили бы на ней учёбу.
А.Н.: - За последние годы мы столько слышали о захватах кораблей пиратами, что складывается впечатление, будто в море постоянно происходят нападения. Это правда?
Читайте также: | |
---|---|
Парусник «Седов» возвращается в Петербург из кругосветки | |
Лётчики-экстремалы приземлились в Поморье |
Е.Т.: - На «Седове» было ни мало опытных моряков. Из их разговоров я понял, что в море бояться стоит, прежде всего, не пиратов, а природных явлений. Нам рассказывали, как у судна вдруг глох двигатель, и его несло на скалы. Лишь чудом удалось избежать столкновения и гибели. А опасность пиратов сильно преувеличенна телевиденьем и другими СМИ.
А.Н.: - На «Седове» на протяжении всего плаванья находилась группа «Мумий Тролль». Интересно, а у знаменитостей на судне было особое привилегированное положение?
Е.Т.: - В море все равны. Все на одинаковых условиях и не важно, кто ты: матрос, капитан или звезда шоу-бизнесса. Поэтому и у музыкантов были условия такие же, как и у остальных. Мы с ними почти не пересекались. Они писали свой альбом, а мы занимались своими делами. Правда, иногда они давали концерты на палубе для всех находившихся на «Седове».
Досье:
Евгений Томилов родился и вырос в селе Карпогоры Пинежского района Архангельской области. На данный момент является курсантом Архангельского морского рыбопромышленного техникума.