Примерное время чтения: 5 минут
205

Кто пойдёт за рыбой? Наши судна в сравнении с иностранными, как «Жигули» и «Вольво»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Архангельске 28/02/2012
Фото: из личного архива Юрия Тестова

Юрий Тестов работал в Архангельском траловом флоте электромехаником на траулерах. В конце 2007 года он вместе с другими моряками из Архангельска отправился в Испанию. Их задачей было подремонтировать судна «Юозас Алексонис» и «Тралмейстер Могутов», которые в 2004 году были захвачены мавританским правительством и лишь спустя несколько лет возвращены законному владельцу - Архангельскому траловому флоту. А 14 мая 2008 года в Испании, в порту Уэльве местной полицией было задержано 15 моряков, в том числе и Юрий. В мае 2009 года моряки, понимая, что это их единственный шанс вернутся домой, подписали признательные показания и получили по 3 года тюремного заключения, которое позже было заменено на депортацию. На родине Юрий принял решение больше не возвращаться в море. Уже больше года он работает на суше. Мы попросили его рассказать о состоянии, в котором находится флот, занимающийся рыбным промыслом.

- Юрий, губернатор недавно обнародовал пугающую цифру: у нас 85% рыболовецких траулеров работают дольше положенного срока. Владельцы же траулеров утверждают, что они регулярно модернизируют свои суда. А как на самом деле?

- Это неправда, что суда модернизируются. Для экипажа ничего не делается. Ничего! Сегодня работодатель нацелен лишь на то, чтобы выжить из судна всё. Если экипаж закреплён за судном, то он старается поддерживать в порядке судно. Если же моряки переходят с судна на судно, то они просто не заинтересованы заниматься наведением порядка. Да и что говорить - флота у нас практически нет. Те суда что остались, они уже просто дохаживают свой век. Самые свежие траулеры у нас 1991 года выпуска. К тому же они постоянно ломаются, а запчасти к ним найти сложно.

 

Иностранцы - в шоке

- За время работы вам часто приходилось бывать за границей, вы видели, какие траулеры там добывают рыбу. Насколько сильно они отличаются от тех, что есть в Архангельской области?

- Это вообще несравнимо. За границей все суда иностранного производства. Сравнивать их с теми, что ходят у нас, это всё равно, что сравнивать «Жигули» и «Вольво». Траулеры, которые ходят у нас – это прошлый век. Заграницей всё на автоматике. Управлять судами гораздо легче. У нас же – сплошь ручная работа. Иностранцы, когда видят наши суда и то, как люди на них работают, оказываются просто в шоке. И, кстати, люди там не делают ремонт своими руками. У нас же на всём экономят. Вот, например, идёт смена в Норвегию из Мурманска. Людей отправляют автобусом. Добираться трое суток. Но зато это дёшево.

- Правда ли, что в последнее время иностранные судовладельцы переманивают к себе российских моряков. Этот потому что наши моряки более профессиональны, чем заграничные коллеги?

- Действительно, предложения работать заграницей поступают. И тут главное -знать язык, чтобы понимать. А то, что наши специалисты лучше – это вне всяких сомнений. Наши механики, электромеханики знают технику, знают, что и как устроено, как какие неполадки устранить. И естественно, что заграничные работодатели предлагают суммы, совершенно несопоставимые с теми, какие специалисты получают на родине. У нас же, сколько себя помню, всегда платили не очень много. И если за то время, что я не работаю в траловом флоте, ситуация не изменилась, то это вообще не деньги. И лучше уж тогда на суше работать.

- Почему же тогда наши моряки не уходят, не меняют место работы?

- Уходят. Многие хорошие специалисты, с которыми мне доводилось работать, ушли из тралового флота. Кто-то работает на суше, как я, например. Есть у меня друзья, которые подались на Дальний Восток. Некоторые в транспортный флот устроились. Я вот тоже ничуть не жалею, что ушёл на берег. У нас не стараются удержать работников. Думают, что наберут новые кадры в мореходке. Но что они знают после мореходки?

- Неужели наши мореходки готовят настолько непригодные кадры?

- В последнее время действительно стали хуже готовить. И дело тут не в преподавателях, а в отсутствии базы для обучения. Сегодня ведь как всё? Сплошная теория и зубрёжка. А необходимого количества практических знаний и навыков они не получают. Бывает, что практику проходят на транспортных судах и не по своей специальности. Естественно, что для того, чтобы стать специалистами им нужно набраться опыта, всё узнать, научиться тонкостям. На это уйдут годы. Но молодые ребята, как правило, не задерживаются в рыбной отрасли. Многие уходят на транспортные суда. Там работать намного легче. Вахту отстоял и свободен. А на рыболовецких траулерах люди работают по 12-16 часов подряд. Да и на транспортных судах нет рейсов по 5 месяцев. Так что, вот и получается, что скоро работать будет некому и не на чем.

Досье

Юрий Тестов. 34 года. Закончил Архангельское мореходное училище. С 1999 года работал в Архангельском траловом флоте. Но после ареста в Испании принял решение уйти на берег. Сегодня работает в Москве по специальности, но на предприятии уже не связанном с морем.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах