Здание, в котором в 1918 г. была провозглашена советская власть в Архангельской губернии, в котором проходили первые губернские съезды Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», позже его назвали «Марфин дом», может стать очередным офисным центром. Располагающееся там общество охраны памятников и культуры пытаются в буквальном смысле выгнать.
- Олег Николаевич, расскажите, с чего начались попытки захвата «Марфиного дома»?
- C начала декабря 2011 года в отношении данного архитектурного памятника, группой лиц производятся несогласованные ни с ВООПИиК, ни с Инспекцией по надзору за сохранностью памятников истории и культуры Архангельской области действия следующего характера: сначала в Архангельское областное отделение ВООПИиК приходили по факсу письма от Росимущества в Архангельской области с требованием оказать содействие некоему оценщику ООО «САИН Инвест» в оценке здания-памятника. Также мне звонили на личный телефон лица, представлявшиеся оценщиками и требующие в срочном порядке собрать большой комплект документов для оценки здания Дома пропаганды памятников истории и культуры. После этого, уже 5 декабря, приходили неизвестные люди без предъявления документов. Они заявляли о том, что представители ВООПИиК в здании Дома пропаганды памятников ВООПИиК находятся незаконно, что они составят акт и будут готовить иск о выселении.
На следующий день в здании-памятнике появились двое мужчин, которые представились сотрудниками отдела криминалистики Следственного управления Следственного комитета РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Они требовали предъявить им документы на здание, открыть все помещения для осмотра. После того, как они получили отказ в связи с отсутствием на месте руководства отделения ВООПИиК, они провели фотофиксацию внутренних помещений здания без объяснения цели и обоснования законности своих действий, при этом никаких документов, разрешающих и обосновывающих их требования, они не предъявили.
После данных провокаций в Архангельское областное отделение ВООПИиК поступило письменное обращение от территориального управления Росимущества в Архангельской области с требованием освободить здание Дома пропаганды памятников истории и культуры с 1 февраля 2012 года!
- Говорят, что в здании «Марфиного дома» проходят и выставки-продажи. Разве можно что-то продавать там, где звучит музыка, собирается интеллигенция?
- Да, мы проводим подобные мероприятия согласно уставу. Это просто необходимо для обеспечения жизнедеятельности. Если государство говорит нам: «Учреждения культуры, зарабатывайте деньги сами!», то в данном случае с 1987 года, когда здесь был открыт дом пропаганды памятников истории и культуры, он был открыт при ВООПИиК, как хозрасчётное отделение. А это и подразумевает, что заработал – то и получил. То есть, мы уже на эту систему, на которую перешли сейчас наши учреждения культуры, перешли уже много лет назад. Все наши мероприятия направлены на то, чтобы содержать здание, персонал и чтобы проводить мероприятия - различные конференции и семинары.
Нас часто обвиняют, что мы имеем финансовый интерес. Да мы не финансовый интерес имеем, мы свою уставную задачу выполняем. А на территории Российской Федерации ВООПИиК имеет основную цель деятельности – осуществление общественного органа охраны памятников истории и культуры. Мы общественный орган, охраняющий памятник.
- Есть ли примеры, когда у памятников в нашем городе менялись собственники в целях наживы и получения доходов и чем это закончилось?
- Мы все помним ситуацию, произошедшую в октябре 2008 года с Соловецким подворьем на Набережной Северной Двины. При смене пользователей в федеральном памятнике, являющемся федеральной собственностью, началось возгорание. Это забота об объектах наследия со стороны Росимущества?
Вот ещё пример заботы территориального управления Росимущества. В судебном порядке Росимущество изъяло у мэрии Архангельска три федеральных памятника, в том числе и памятник Жертвам интервенции. Но если что-то с ними случится, отвечать чиновники за это не будут, т.к. они государственно-публичное образование, да и мэрия тоже на них деньги потратить уже не может.
Поэтому требование и.о. руководителя теруправления Росимущества Косогорова об освобождении здания «Марфиного дома» с 1 февраля 2012 года считаем очень недальновидным действием со стороны чиновников. Также хочу отметить, что Архангельское областное отделение ВООПИиК является частью общероссийской организации и имеет все основания для оформления здания «Марфиного дома» в пользование, но этот переговорный процесс должен идти с учётом сохранения архитектурного памятника и продолжения нормальной работы хозрасчётного подразделения ВООПИиК – Дома пропаганды памятников истории и культуры Севера (Марфиного дома).