А это по их словам даже сложнее, чем управлять настоящим самолётом, ведь управлять моделью приходится с приличного расстояния. Но Валентин и Михаил прекрасно справляются с нелёгкой задачей. Причём их мастерство уже оценили как в России, так и за границей. Этим летом отец и сын приняли участие в чемпионате мира, который прошёл в Америке. Причём все расходы на участие в соревнованиях пилотам пришлось взять на себя. К слову, не только билеты до Америки они оплатили из своего кармана, но даже и флаг России купили за свой счёт. Но зато команда из России завоевала бронзу. А сразу после международных соревнований архангельские пилоты отправились в Великие Луки на чемпионат России. Отсюда папа вернулся с золотом, а сын – с бронзой.
Фанера плюс рейки
А начиналось всё 47 лет назад, когда 8-летний Валентин пришёл в авиамодельный кружок. «Из сосновых реечек и фанеры я собрал свой первый самолётик, - вспоминает Валентин Алексеевич. – И знаете, он у меня с первого раза полетел. А в 9 лет я уже стал чемпионом области».
Когда у Валентина подрос сын Михаил, он тоже отправился в тот же самый кружок. Но тогда дело также не пошло дальше простеньких моделей из подручных средств. «Помню, когда запускал свою первую модель, то у меня голова шла кругом», - улыбаясь, вспоминает Михаил.
И чёрный ящик на борту
А потом был многолетний перерыв. И вот 5 лет назад отец и сын снова с головой ушли в авиамоделирование. Вот только теперь их модели были уже не из фанерки с рейками. За это время появились новые технологии, да и новые требования к тем, кто хочет заниматься этим профессионально.
Сегодня самолёты, которые делают Баленко отличаются от настоящих разве что размерами. «Сейчас в авиамодельном спорте появилось новое направление – реактивные самолёты, - делится Михаил. – В них есть всё то, что есть и в настоящем самолёте. В наших самолётиках есть реактивный двигатель, который работает на самом обычном авиационном топливе, настоящие тормоза, система АБС и даже чёрный ящик, который записывает все показания приборов. Разве что пилот не в кабине, а на земле. А так всё точно так же».
Не игрушка
А чтобы модель получилась качественной и не подвела в самый важный момент, все детали должны быть очень высокого качества. К слову сказать, иногда материалы, из которых делают мини-самолёты даже более современные, чем те, что используются для строительства настоящих. Так, например, многие из моделей сделаны из карбона, который только-только начинает использоваться для больших самолётов.
И тут уж нет сомнений, что самолёты семьи Баленко – это не детская игрушка, а серьёзная машина. Например, копия «МиГ-15», с которой Михаил выступал в Америке, весит более 11 килограмм и длинной 2 метра. А её скорость во время полёта – 150-200 километров в час.
«Сидел я и за штурвалом настоящего самолёта, - улыбается Валентин Баленко. - И поверьте, то чем мы занимаемся – это интереснее!»