Примерное время чтения: 5 минут
499

Поселок Поморья в морозы затопляет так, что замерзший лёд блокирует двери

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ в Архангельске №47 19/11/2014

Год назад, в декабре, накануне Нового года посёлок Самодед, что в Плесецком районе, затопило. «Спасите нас!» С крика о помощи началось наше знакомство с Татьяной Ивлевой, общественницей, неравнодушной жительницей Самодеда.

Прошёл год. Татьяна снова позвонила в редакцию. Безо всякой надежды, устало сообщила: «7 лет мы плаваем. Кто только ни обещал почистить реку: и глава района, и областные депутаты, и где они все?  Никому мы не нужны». 

Татьяна рассказала о том, насколько она любит посёлок и насколько ей больно видеть, как он умирает. И ещё о том, как опускаются у людей руки, когда они понимают, что остались один на один со своими проблемами.

«Двери вырубаем»

«Когда-то в Самодеде жило 10 тысяч человек, - рассказывает Татьяна. - Сегодня - примерно 2 тысячи. Молодёжь уезжает из посёлка, который пришёл в упадок. Конечно, есть те, кто остаётся, но их совсем немного. Да и не просто им живётся. Всё что у нас осталось - это железная дорога да лесная промышленность. Там пока ещё можно устроиться, а больше и работать негде. Школа полупустая, учить некого. Живём в изоляции. Ни о каких программах поддержки села и о помощи молодым специалистам у нас никто и не слышал.

Я слишком люблю Самодед, да и человек я не из трусливых. Поэтому расскажу как есть, о наболевшем. В посёлке людям живётся нелегко. Нет света, дорог, да ещё нас постоянно топит. Насущные проблемы никто не хочет решать. Кругом грязь и  разруха.

Я живу в месте, где вода топит дома на протяжении последних 6 или 7 лет. Я не помню, чтобы такое случалось в советские времена. Тогда реку исправно чистили, и она не выходила из берегов. А теперь это происходит постоянно. Я до сих пор с ужасом вспоминаю, как нас топило прошлой зимой в минус 25-30. Мы выходили из дома по колено в ледяной воде.  Хорошо, мне ещё не много лет и я могу одеть бродни и выйти на улицу. А как быть пожилым людям? А ведь ещё бывает так, что, когда в мороз нас затопляет, двери замерзают в открытом состоянии и намёрзший лёд не даёт их закрыть. Дома стоят открытые, заходи кто хочешь. В результате двери приходится просто вырубать и ставить новые».

Ещё и без света

«Мы тонем вместе с пенсионерами и детьми. Рядом со мной живёт девушка. У неё пятеро малышей. Всех она носит на себе, булькая в ледяной воде. Это же уже даже не жизнь, а постоянная борьба.

Сейчас, если река не встанет, пойдёт шуга, и нас снова затопит. Иногда вода приходит ночью. Я до сих пор помню тот страшный звук, когда лёд сжимает и ломает мой дом.

А один раз мы вообще не могли выйти из дома, так как лёд подпёр и сковал все двери. Нас в буквальном смысле пришлось спасать.

А теперь вот ещё и с освещением начались проблемы. Я работаю до 18 часов. Выхожу на улицу, а кругом темень. Разве что где-нибудь горит одинокий фонарь, освещая крошечный кусочек. Дороги  не чистят. Поэтому приходится пробираться либо сквозь грязь, либо сквозь снег. Говорят, улицы спроектированы с нарушениями, поэтому их сложно поддерживать в нормальном состоянии. Но нам-то что теперь делать? Ведь не могут люди, которые прожили в родном посёлке по 70-80 лет, просто взять и уехать? Я сама родилась в Самодеде. Я помню, каким он был. Помню его рассвет, его красоту. Но сейчас всё кардинально изменилось. От былого благополучия не осталось и следа. А живя в таких условиях, уже и люди сами ничего не хотят. Никто уже лишний раз не наклонится за упавшим фантиком, не подумает о том, как самому сделать мир вокруг лучше. Как результат, мы страдаем не только от бездействия властей, но и тонем в свалках, которые сотворены нашими же руками».

Власти, ау!

«Все в курсе происходящего: и местные власти, и областные, но никто ничего не делает. Честно скажу, я уже устала бороться. Я обошла все возможные инстанции, обила все пороги. А эффекта - ноль. Мы стучимся в закрытые двери. Нам всё время лишь дают обещания. Я даже Путину хотела написать, но ведь до него всё равно не дойдёт.

Чтобы хоть что-то изменилось и посёлок вновь ожил, нужно, чтобы власти начали сотрудничать с людьми. А то мы их не видим и не слышим, будто у нас и вовсе безвластие».

По словам главы МО «Самодедское» Виталия Безногова, был составлен проект по очистке реки. Но он оказался, мягко говоря, не корректным. Там предлагалось чистить участки, которые не влияют на затопление. Сейчас проект переделали, и в эту зиму реку должны начать чистить.

От редакции. Хочется верить, что хотя бы одну проблему власть решит уже наконец-то, хотя, насколько нам известно, депутаты не одобрили 2,7 млн рублей на очистку реки...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах