«Мы были колхозом-миллионником. Зарабатывали хорошо, прибыль составляла миллион рублей в год. Мы никогда не просили денег у государства, что зарабатывали, то и тратили. Колхоз на свои деньги строил фермы, даже 100-картирный дом для своих работников возвели» - говорит бывший председатель колхоза Андрей Шатровский. Отец Андрея Леонидовича лет 20 председательствовал, куда ж было идти сыну? Ну, конечно, в колхоз. Андрей Шатровский отдал сельскому хозяйству много лет, 25 лет он был председателем колхоза!
Заслужить доверие
-Андрей Леонидович, что было самым сложным, когда Вы, возглавили колхоз?
-Заслужить уважение людей. Представляете, меня избрали председателем колхоза в 28 лет! Я был самый молодой председатель колхоза в Архангельской области. Было очень трудно, ведь меня всё время сравнивали с отцом. В колхозе на тот момент работало примерно 350 человек. Хозяйство было огромное: 700 коров, более полутора тысяч крупного рогатого скота. Кроме того, мы выращивали и капусту, и картофель, и корнеплоды.
-Бывший председатель одного из белгородских колхозов сказал на встрече с Владимиром Путиным, что колхозники стали жить лучше, чем 30 лет назад: техника крепкая, зарплаты и урожаи высокие. Действительно, сельхозработники стали жить лучше?
-В Белгородской области, может быть. Там развито сельское хозяйство, там занимаются зерновыми, урожаи высокие. У нас же - чисто животноводство, кормовая база. По- моему, сейчас стало хуже. Конечно, сегодня и потребности другие. И всё-таки раньше были стабильные зарплаты, кто, сколько мог, столько и зарабатывал, в колхозах же не было ограничения.
-Сколько лет сегодняшнему колхознику?
-От 49 до 60 лет. Молодёжь не идёт на такую работу. По-моему, теперь даже не учат на сельских механизаторов, доярок.
-Мы говорим, колхозники, колхозники, а колхозы-то остались? Поисковик в Яндексе на словосочетание «колхозы Архангельской области» выдаёт «рыболовецкие колхозы».
-Ни одного колхоза в области не осталось. В начале 90-х годов началась волна переименований в АО, ООО и т.д. Пока я работал, наш колхоз поменял 4 названия. Сейчас бывший колхоз «Светлый путь» - это агроферма «Дениславье». Это по-прежнему животноводческое направление. В 2008 году я построил ферму на 200 голов, это единственная вновь построенная ферма за последние 20 лет в Плесецком районе. На строительство фермы взял кредит по нацпроекту, с которым до сих пор рассчитываемся. Ферма сейчас работает, коров доят, всё нормально.
70% полей заросли
-Что нужно сделать, чтобы возродить село, о чём сейчас много говорят?
-Сложный вопрос. Я не знаю, что нужно сделать. Но судите сами: молодёжь уезжает, население здесь в основном занимается заготовкой леса. Заготовил, продал, заготовил, продал. Работать же в сельском хозяйстве очень тяжело-подъём каждый день в 6 утра. Несмотря на праздники и выходные надо коров доить. Возродить село очень сложно и по той причине, что 70% полей заросло, на полях уже деревья растут. В сельское хозяйство у нас на севере нужны огромные вложения. В средней полосе -да, полегче, а у нас очень тяжело и без помощи государства не обойтись.
-Так может быть, и не надо ничего возрождать, ведь в магазинах сейчас полно разных продуктов, и за качеством следят?
-Не согласен. Это несколько лет назад мы ели ножки Буша, а сейчас вы заходите в магазин или на рынок и обязательно поинтересуетесь: «Откуда мясо?»
Частник, может быть, продаёт на 30-50 рублей дороже, но зато ты знаешь, что это наше мясо, а не безвкусное импортное. Также и молоко, и овощи, вот картошка продаётся - в сеточках, отмытая, а хранится она несколько недель, а потом начинает гнить. А родное, выращенное на своей земле - это же наше здоровье, а здоровье ни за какие деньги не купишь, так что возрождать сельское хозяйство надо.