Примерное время чтения: 8 минут
462

Создатель Литературного музея Борис Егоров об Интернете и мате

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ в Архангельске 18/05/2011

Ради того, чтобы его детище-Литературный музей жило и развивалось, Борис Егоров неустанно трудится, более 15 лет вкладывая в музей все свои силы. Благодаря ему архангельские школьники знакомятся с историей своего города и края.

 

От кого «берегут» экспонаты?

- Борис Михайлович, несколько лет назад Вам ради издания книги пришлось заложить квартиру. Чем закончилась эта история?

- Мы приготовили к изданию книгу «Пушкин в Архангельске». Мне вначале пообещали выделить деньги, и… обманули. Но я был уверен, что книга будет востребована, и мы решились заложить квартиру. Книгу, естественно, раскупили, и мы рассчитались со всеми долгами.

- Сейчас много говорят о скандале в Архангельском краеведческом музее, обвиняя музей и в том, что в нём не часто увидишь новые экспозиции. Может быть, музейщикам стоит поискать какие-то новые ходы, чтобы повысить интерес к культуре?

- Я против того, чтобы годами держать экспонаты в запасниках. Возникает вопрос: «Для кого всё это «берегут» от наших глаз?» Говорят, что для потомков. Но разве мы не эти самые потомки? Я, к примеру, стремлюсь всё показать. Вот сейчас посмотрите, я вам кое-что покажу (с этими словами Борис Михайлович уходит и возвращается с пожелтевшими листами, которые тут же протягивает мне). Вот возьмите, подержите в руках. Это рукописи Шергина. Интересно? Например, посетителям я рассказываю о поэте Николае Рубцове и тут же показываю его письма, даю к ним прикоснуться. И вот тогда музей действительно интересен.

10 минут на фантастику Беляева

- Научите, что нужно сделать, что наши дети начали читать, а не сидели всё свободное время за компьютером?

- Честно скажу, я до 10 класса прочитал всего две книги. И не надо выдумывать, что мы читали больше. Чего боятся? Зачем заставлять? Нужно просто заинтересовать. Помню, как в школе учительница на уроке литературы оставляла 10 минут и читала нам фантастику Беляева. Как же мы ждали эти минуты! А то, что дети увлекаются компьютером – это не страшно. Раньше ведь и самолёты не любили и в паровозы не верили. А ведь Интернет – это столько информации. Главное уметь ею пользоваться и знать, где найти. Потому всегда советую проверять информацию, полученную из Интернета. А где проверить? Конечно в библиотеке. Главное, не заставлять ребёнка, а прививать ему вкус. Я вообще замечаю, что ребята сейчас более заинтересованы в учёбе, чем мы. Они изучают языки и думают, где себя найти.

 

Чем «баловались» великие поэты

- Борис Михайлович, вот наши власти много говорят о том, что нужно создавать привлекательные условия для работы молодёжи дома. И? тем не менее, молодые люди уезжают. Неужели у нас всё так плохо?

- Если в доме порядок и чистота, то вы держитесь за этот дом. Также и с городом, когда город, грязный, то и всё вокруг такое. И машины на улицы грязные ездят, и мусор накидан. Кроме того, молодые люди хотят найти себя в жизни, раскрыться. Иногда, уехав, люди живут не в лучших условиях, но им интересно. У них работа, которая нравится. Почему Ломоносов ушёл в Москву? Просто только там он мог получить знания, раскрыть свой талант. И сейчас уезжают те, кто не может себя тут реализовать. Но это во всём мире происходит. Мегаполисы забирают в себя. Но всё равно все не уедут. К тому же иные уезжают, а потом возвращаются.

- Культурная Россия в представлении иностранцев-это Пушин, Толстой, Достоевский, то есть хороший литературный язык. И вдруг - представляющий нашу страну на «Евровидении» певец Алексей Воробьёв матерится в прямом эфире. Может, в таком случае нам уже стоит легализовать мат? Пусть все ругаются.

- На мой взгляд, это такой период и его просто нужно пережить. Вспомните, к примеру, 20-30-е годы прошлого века. Тогда во многих книгах «стоял» мат. Взять хотя бы стихи Есенина и Маяковского. Да и Пушкин, и Лермонтов «баловались» такими словцами. Но не публично! Потому сейчас очень важно, чтобы государство не осталось в стороне, должна быть «культурная» политика, а то о чём говорить, когда по телевидению ругаются самозванные звёзды. Скоро на небе настоящих звёзд будет меньше, чем «мишуристых» земных!

Что же касается легализации мата, то можно тогда легализовать вообще всё, в том числе и убийство. А ведь они, так называемые работники культуры, расстреливают русский язык и за это получают приличные гонорары! Разве это дело? Не понимаю, почему им дозволили заполонить телеэкраны. Необходимо уже со школы объяснять, откуда взялись матерные слова и что они означают. Ребята должны знать, что во времена татаро-монгольского ига вороги использовали эти слова, чтобы оскорбить наших предков. А у нас всё это забылось. Расскажу пример из своей жизни. В 6 классе, когда уроки закончились, мы подняли в классе шум, пыль кружилась столбом. Заходит учительница, а один из ребят говорит в этот момент с восхищением: «У нас здесь бардак!» Спокойным голосом учительница спросила: «А вы знаете что такое «бардак»?» Мы оторопели. Она продолжила нравоучительно: «Бардак – это дом терпимости, а в нём всегда чисто! Иначе клиентов не будет. Вы плохо знаете русский язык. То, что у вас в классе – это кавардак!» Мне её слова на всю жизнь запомнилось. Я уже никогда не перепутаю «бардак» и «кавардак». Также и с матерными словами, надо разъяснять. Уверен, ребята поймут! Они у нас умные, в них наши гены, в их жилах течёт наша кровь.

 

«Музейный» плач

- Борис Михайлович, так уж получается, что мы все вспоминаем о том, как живут музеи раз в год, 18 мая, в международный День музеев. Трудно Вам содержать ваше детище? Помогают ли власти?

- У меня же не государственный музей, а автономная некоммерческая организация, и помогать мне власть просто не может. Это стало бы использование бюджетных средств не по назначению. Но ко мне хорошо относятся и помогают. У нас же часто самый настоящий плач «музейный» начинается. Люди, создавшие музей, начинают требовать помощи и считают, уверены, что им все должны помогать, им все обязаны. Но я считаю так: взялся за гуж - не говори, что не дюж. Ты же сам захотел и сам создал музей. Никто тебя не заставлял. Поэтому, очень важно, прежде чем создавать музей, понять, сможешь ли ты его содержать? Мой музей существует за счёт труда моего и жены. Мы издаём книги и реализуем их. А за счёт доходов от продажи оплачиваем все расходы на музей. А для того, чтобы сэкономить, мы научились работать на компьютере. Раньше я печатал на машинке, а теперь мы сами набираем книги, макетируем, обрабатываем фотографии. В результате, типографские расходы обходятся нам дешевле. Государство же, конечно, должно сделать нам, и не только нам, но и всем жителям России достойную пенсию или зарплату, тогда многие смогут создавать и содержать своё детище-музей или что-то другое за свой счёт.

 

Досье

Борис Михайлович Егоров родился в Ленинграде, закончил Ленинградский государственный университет. По специальности – журналист. В 1967 году приехал на практику в Архангельск, где и остался. В 1887 году возглавил Архангельское общество любителей книги. При этом обществе он и создал литературный музей. Позже, когда общество развалилось, Борис Михайлович создал свой литературный музей. Вместе с женой он издал более 70 книг. Женат, двое дочерей, два внука и внучка.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах