Примерное время чтения: 6 минут
1675

«Береты и тельняшки». Как дети учатся в архангельской школе Соловецких юнг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аиф в Архангельске №22 31/05/2017
Фото: "Архангельская средняя школа Соловецких юнг"

На протяжении почти 10 лет в Архангельске существует «школа-наследник», в которой продолжают воспитывать детей в северных традициях. Мы поговорили с директором школы Ольгой Николаевной Павловцевой, которая рассказала о том, как и чему обучают современных кадетов.

«Мальчики с бантиками»

- Как создавалась ваша школа и чем она отличается от остальных учебных заведений города?

- Здание школы у нас небольшое, вообще оно строилось как один из корпусов лампового завода. Но в связи с тем, что район (улицы Галушина. -Ред.) был застроен жилыми домами и здесь катастрофически была нужна школа, в 1989 году было решено открыть её. Изначально мы назвались 32-й школой. А сейчас строительство вокруг продолжается, район разрастается, школа переполнена, мы вынуждены были выйти на вторую смену. Сейчас здесь обучается 757 детей, всего - 28 классов.

А «Соловецкими юнгами» мы стали с 2010 года. Мы познакомились с  экспериментальной программой «Соловецкие юнги», которая нам понравилась. Заключалась она в том, чтобы воспитание детей строилось на традициях старой Соловецкой школы, на почитании своего прошлого. И, естественно, дети знают всё о тех самых юнгах, «мальчиках с бантиками», которые попадали во время Великой Отечественной войны в школу на Соловках. Им тогда было по 13 лет, а кому-то и меньше. Они обучались там чуть меньше года и вставали наравне со взрослыми в один строй и воевали. Несли вахту на корабле точно так же, как и остальные. Задачи были сложные - нужно было не только выжить, но и сохранить груз, который они доставляли. Мальчишки погибали, как и все: из 4 с небольшим тысяч, которые были набраны в школу, погибло больше тысячи ребят.

- Чему учат кадетов?

- Наши дети во второй половине дня занимаются по особому учебному плану. По сути, это план кадетского воспитания, то есть - особенные занятия, которые даются им с первого класса: завязывание морских узлов, флажный семафор, особенности строения кораблей. А кроме этого - и этика, и карате, и даже хореография. Форму ребята начинают носить с первого класса - в октябре у нас проходит «Посвящение в юнгаши», где они дают особую клятву и им торжественно вручают тельняшку и береты. Форма дисциплинирует, ей нужно соответствовать - из хулигана может вырасти настоящий человек.

«Молодёжь всегда была разная»

- Юнгами становились совсем юные ребята. Смогли бы современные школьники их возраста послужить стране? Или в наше время все дети инфантильные?

юнги 2
Фото: "Архангельская средняя школа Соловецких юнг"

 

- Разница, конечно, есть. Дети сейчас живут в других условиях, в другое время. Но если говорить о детях из нашей школы - я думаю, что они бы смогли. Я в них не сомневаюсь, нужно просто видеть их в деле. А молодёжь вообще проявляет себя так же, как и тысячелетия назад. «Наша молодёжь дерзит старикам, ведёт себя неуважительно» и так далее - это писали ещё древнегреческие мудрецы. Наверное, им сейчас сложнее, чем их ровесникам в прошлом. Но главное -  они способны сделать правильный выбор, и мы видим много таких ребят.

- Правда ли, что у вас обучается много трудных детей и детей из неблагополучных семей?

- Таких детей достаточно, и я не могу сказать, что они все хорошие ученики. Без семьи мы ничего не сможем сделать. А если ни маме, ни папе этот ребёнок не нужен, то мы просто бессильны. Конечно, мы сделаем максимум возможного, но если его семья не будет действовать с нами в одном направлении, то ничего не выйдет.  К счастью, таких родителей немного.

- У вас учатся девочки наравне с мальчиками. А им зачем кадетское воспитание?

- Девочки от нас в кадетский корпус уходят даже! Им, вероятно, нравится в этом определённый порядок, который важен для женщины - для неё ведь всё должно быть на своих местах. Я думаю, это не меняет их натуру на мужскую, не прививает мужские качества. Просто даёт возможность поучаствовать в новой для неё деятельности. Почему нет? У нас ведь есть женщины-космонавты или женщины-военные.

- Как прививать молодёжи патриотизм? Многие в наше время видят патриотизм неотделимым от военной традиции, но так ли это?

- Патриотизм - очень широкое понятие, и в него входит не только любовь к Родине или участие в каких-то силовых мероприятиях. В корне этого понятия - любовь. Если ты любишь свою мать, отца, кошку - то ты защитишь их как сумеешь. Я люблю людей, с которыми еду в автобусе на работу, вообще всех, кто находится рядом. Они мне интересны, я готова услышать другого, посочувствовать и помочь. И себя нужно любить тоже. А воспитание патриота начинается с рождения. Когда, например, родители объясняют ребёнку, как нужно делиться игрушками в песочнице или как яблоко разделить. Каждый шаг важен, в том числе пример родителей. Люди могут выйти на субботник, могут починить дверь в подъезде, помочь городу. И для этого не обязательно быть военным, нужно просто любить свой дом, свой город, свою страну.

Досье

Ольга Николаевна Павловцева родилась в 1965 году в городе Волжском. Окончила Вологодский пединститут по специальности «Учитель истории и обществознания». После окончания приехала в Архангельск. В 1988 году начала работать в школе № 32, в 2001 году стала её директором. Любит музыку, детей, животных и общаться с людьми.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах