Примерное время чтения: 8 минут
1343

Беломорский треугольник. Какие тайны лежат на морском дне?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ 05/08/2016

«И вдруг - морзянка!»

Несколько лет два архангельских исследователя-любителя, бизнесмен Анатолий Каранин и бывший руководитель профсоюза лесозавода № 3 Виктор Латкин, шли к своей цели - поиск легендарного барка «Эклипс» и линкора «Варахаил». О том, сколько на это было потрачено времени, сил, личных средств, знают только они.

Фото: АиФ

«Барк «Эклипс» был построен в 1867 году в Англии, последнее название этого барка - шхуна «Ломоносов», - рассказывает исследователь Анатолий КАРАНИН. - После того как судно служило Норвегии, его купило российское правительство в 1914 году для поиска пропавших полярных экспедиций Брусилова, Русанова, Седова. Общественность была очень обеспокоена тем, что экспедиции уходили и не возвращались».

По тем временам судно имело великолепное оснащение - паровой двигатель, а ещё оно имело искровую радиостанцию. Именно эта радиостанция, которая сама по себе в Арктике того времени была чудом техники, ещё скажет своё слово в истории.

Итак, три судна, а кроме барка «Эклипс» в поиске пропавших экспедиций были задействованы ещё два - это «Герда» и «Андромеда», отправились в Арктику. Суда «Герда» и «Андромеда» осматривали землю Франца-Иосифа, Новую Землю, а «Эклипс» - Карское море.

«Исследуя острова и побережье барк дошёл до полуострова Таймыр и там был вынужден встать на зимовку, - продолжает Анатолий Феодосьевич. - Связи с берегом не было, и радист решил увеличить дальность связи - он нарастил антенну и стал прослушивать эфир. Среди этого безмолвия, полной тишины вдруг он слышит морзянку (Азбука Морзе. - Ред.). Стали общаться, выяснилось, что недалеко от них, в 70 милях, стоит ещё одна потерянная российская экспедиция. Эта экспедиция вышла под командованием Вилькицкого на двух судах «Таймыр» и «Вайгач» с Дальнего Востока с целью пройти по Северному морскому пути до Архангельска. Представляете, в тысячах километров от жилой местности два потерявшихся корабля связываются с другим. Это один шанс на миллион - что-то невероятное. Когда льды отошли - все суда благополучно вышли из ледового плена и вернулись в Архангельск. Конечно, в те времена это было событие мирового значения. Но, к сожалению, в этот момент разгорелась мировая война, и ему не придали должной значимости. А экспедиции Вилькицкого, которые нашёл «Эклипс», сделали, по сути, последнее великое географическое открытие на планете - они открыли острова Северной Земли».

Не до легенды

Фото: АиФ

А что было потом и почему барк «Эклипс» так бесславно закончил свой путь? Об этом нам рассказал исследователь Виктор ЛАТКИН. «После арктических событий судно было превращено в зверобойную шхуну, - говорит он.- Использовалось для добычи зверя. Во время войны «Эклипс» был повреждён фашистской зажигательной бомбой. Мы предполагаем, что из него решили сделать причал. Его потащили в Мурманский рукав, он сел на мель, с мели его снять не сумели - случилась зима - он замёрз. Очевидно, что так его и бросили. Останки этого корабля в 60‑е годы я сам ещё наблюдал - когда мы с папой ездили в деревню. А потом смотрю - этого корабля не стало на поверхности. Местные сказали, что льдом снесло палубу, и он затонул».

Но как же такое исторически значимое судно могли бросить на произвол судьбы? «Да разве тогда кто-то задумывался об этом? - размышляет Виктор Николаевич. - Надо было выполнять план, пятилетку, строить жильё, школы. Было не до этого».

Кладбище кораблей

Однако сейчас интерес исследователей к «Эклипсу» возрос. Виктор Латкин и Анатолий Каранин по съёмке из космоса нашли место гибели судна. Анатолий Каранин - руководитель компании, которая занимается техническими средствами безопасности. Оба исследователя проводят большую работу по сохранению исторического наследия. Всеми поисковыми работами они занимаются сами, за свои средства: заказывают снимки местности, выкупают архивные материалы, изучают останки судов.

Кроме барка «Эклипс» исследователи нашли место крушения другого корабля под названием «Варахаил». Это 54-пушечный парусный линейный корабль. Он был сделан на Соломбальской верфи Архангельского адмиралтейства в 1749 году. Корабль был спущен на воду - его должны были вывести в море для дооснащения. Когда корабль стали выводить - он опрокинулся на правый борт и затонул. Никто не знал, по какой причине он погиб, а место крушения потеряли.

«Примерное место гибели было известно, - уточняет Анатолий Каранин. - В источниках было указано, что он потонул в Белом море недалеко от острова Мудьюг и острова Голец. Мы с Виктором Николаевичем три года искали корабль. И нам удалось его найти. Но не только один этот корабль затонул в том месте. Мы прослеживали курс дрейфа корабля в момент перед крушением, и выяснилось, что на пути дрейфа на корму попался ранее затонувший старинный корабль. Из-за столкновения «Варахаил» пошёл ко дну. Это место - бермудский треугольник Белого моря. Но сейчас уже этот судовой ход закрыт, и суда там не ходят».

Таким барк «Эклипс» отправлялся на поиски полярных экспедиций.
Таким барк «Эклипс» отправлялся на поиски полярных экспедиций. Фото: АиФ

Корабль сильно разрушен, поднять  его практически невозможно - на это ушли бы миллионы рублей, учитывая ещё реставрацию. «А интерес наш был в том, чтобы попытаться поднять какие-то отдельные предметы с этого корабля, - говорят исследователи. - У нас мало что сохранилось с тех времён, когда Архангельск был главной кузницей российского флота. Поэтому важна была бы каждая вещь. С помощью подводных видеокамер мы видели объект, похожий на церковный колокол. Хотелось бы его поднять и передать в музей».

Барк «Эклипс», о  котором шла речь вначале, тоже поднять и восстановить очень сложно. Хотя, несмотря на возраст, он хорошо сохранился под водой, потому что был сделан из дуба. Уже около 50 лет он покоится на кладбище кораблей, которые не вернуло море.

Может быть, найдутся ещё энтузиасты, которые смогут поднять со дна и восстановить эти легенды?

Фото с сайтов vaga-land.livejournal.com и  vokrugsveta.ru

Место, где затонул «Варахаил».
Место, где затонул «Варахаил». Фото: АиФ

Кстати

При крушении корабля «Варахаил» на борту находилось 349 членов экипажа, в ходе трагедии 28 человек погибло, остальные выжили. Корабль затонул на небольшой глубине 7 - 9 метров, а его ширина была 12 метров, при крушении часть борта была над водой, поэтому многим удалось спастись.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах