-Ну вот, ползем мы, фотик весь в снегу, местные жители у виска крутят, а следов все нет, - рассказывает знакомый фотокорреспондент....
-А чьи, чьи следы-то искали? Преступника? - нетерпеливо перебиваю я.
-Да нет, снежного человека....
И тут мы падаем от смеха. Только от фотокоров можно услышать такие невероятные и курьезные истории.
Съем комара
-Приходит мне на пейджер сообщение, тогда они были в ходу: "В 17 съем комара", - рассказывает главный редактор журнала "Поморская столица" Алексей Сухановский. - Я голову сломал, что бы это могло значить. Как раз в этот день я должен был снимать мэра Нилова с детьми на фоне парусников. Оказалось: "В 17 съемка мэра".
За известным архангельским папарацци Александром Бочневым только успевай записывать. Можем поспорить: нет таких поп-звезд, с которыми Саша не знаком лично. Достаточно сказать, что Борис Моисеев поздравил его с днем свадьбы прямо со сцены, когда приезжал с гастролями в Архангельск. А уж фотографий этих звезд у него - море.
А однажды папарацци получил и от Пугачевой. В лицо. Водой. "В 2002 году я ездил в Москву на "Золотой Граммофон", - рассказывает он. - Пробрался, как всегда, за кулисы, стою, смотрю на суету звезд: кому на сцену выходить, кто уже выступил. И тут - она. Примадонна. Я, ничуть не смущаясь, навел камеру прямо на нее. А надо сказать, что там было очень тесно и жарко. Пугачева от такой наглости просто обалдела и - как плеснет мне минералкой, которую пила, в лицо, видимо, метясь в камеру. В общем, я стою, с лица течет. А рядом с ней был Максим Галкин. Он спокойненько достал из верх него кармана носовой платок, подошел ко мне и вытер лицо. Тут уже обалдел я!"
Важная птица!
Снимавшие знаменитостей, первых лиц области, а порой страны фотокорреспонденты, говоря о самых ярких моментах работы, эти эпизоды как раз и не вспоминают. Фотокорреспондент с двадцатилетним стажем Борис Коврижных машет рукой : "Ничего в этих политиках особенного нет". А вот простые люди... Однажды Бориса потеряли... в женском ЛТП в Плесецком районе, где проходили лечение алкоголички. "Капитанша меня в курилке нашла, - смеется он. - А что, они ничего такие тетки оказались, мы заболтались и про время забыли.
Фотограф Николай Гернет поделился романтической историей. Компания заблудилась в лесу недалеко от Кенозерья. "Сидим возле палатки у тлеющего костра, дождь накрапывает, дожевываем последнюю кашу и не представляем, как выбраться, - рассказывает Николай. - Вдруг в палатку врезается птичка, падает, отряхивается, подходит к нашему костерку, поднимает одно крылышко, сушит его, потом поворачивается, поднимает другое крылышко - сушит. Мы в шоке. Потом она подходит к нам, мы достаем кто семечки, кто какие-то зернышки, кормим, протягиваем к ней руки, она залезает в ладошки, греется сначала у одного, потом у другого. Больше всего поразило, что птица смотрела на нас таким взглядом, мол, сожмите меня покрепче, я замерзла. Я, конечно, сразу схватился за фотоаппарат".
"Меня три раза ставили к стенке"
Фотокор "Северного рабочего" Владимир Бербенец тоже кладезь разных историй. В 1993 году он оказался на баррикадах у Белого дома в Москве. "Три раза меня ставили к стенке бойцы из "Вымпела" за то, что снимаю происходящее. Уж не помню, что говорил этим людям с автоматами, они проверяли документы, бросали аппаратуру на асфальт, но я все равно лез в самое пекло, - вспоминает Владимир Владимирович. - Уже потом мне рассказывали, что у журналистов массово отбирали фотоаппараты, вырывали пленки, выталкивали в темное место и избивали". Еще бесстрашный фотокор три раза пытался вылететь в Чечню. И все три раза откладывали рейс. И он бы полетел, если бы кто-то не подсказал: не надо, это знак, судьба.
О том, что даже в самые опасные моменты своей жизни фотокор думает прежде всего о качественном снимке, говорит и история бывшего фотокорреспондента архангельской газеты Антона А. 18 мая 2004 года он вместе с корреспонденткой отправился на задание в пригород Архангельска. Вдруг пазик, на котором ехали ребята, резко занесло в сторону. Автобус вылетел на обочину, перевернулся и полетел в кювет. От сильнейшего удара люди повылетали из окон. "Я приземлился удачно, ничего себе не сломал, - вспоминал потом Антон. - Оглянулся: лежат люди, многие в крови". А дальше... Нет, Антон не стал звонить в "Скорую", службу спасения, не побежал за помощью. Он схватил фотоаппарат и начал снимать! На автомате. Такая профессия.