Виктор Николаевич Панов вот уже несколько лет пытается восстановить право на жилплощадь для своего шестнадцатилетнего внука Андрея. Двенадцатый год мальчишка живет в статусе бомжа...
Родители Андрея развелись, когда ему был всего год. Забрав сына, мать ушла из квартиры, где жила семья. В 1994 году по решению Октябрьского суда ее и четырехлетнего Андрея оттуда выписали на том основании, что они не проживали в квартире более 6 месяцев.
Тот далекий процесс проходил без участия прокурора и представителя органов опеки и попечительства. А судья, принимая решение, не поинтересовался, где будет жить мальчишка после того, как его фактически выкинули на улицу. Безусловно, в первую очередь ответственность за ребенка несут родители. Андрею не повезло. Папа со спокойной душой выписал сына из квартиры, мама и сама без регистрации...
В 2004 году, насмотревшись на скитания парня, Андрея взял к себе дедушка. Оформил опеку, временно зарегистрировал у себя в квартире, но прописать не смог: воспротивились родственники, проживающие вместе с ним. Вот тогда-то и решил Виктор Николаевич вернуть внуку право на жилье, где он родился и где проживает его отец. Тем более что после изучения документов он сделал вывод о том, что это право было отобрано незаконно. Выселяя Андрея, суд руководствовался статьей 60 Жилищного кодекса (позже она была признана неконституционной). В новой редакции статья сохраняла право на жилое помещение за ребенком, если там остались проживать другие члены семьи, а сам он отсутствовал более 6 месяцев.
С выводами Виктора Николаевича согласились и уполномоченный по правам человека в Архангельской области, и в управлении соцзащиты мэрии, и в прокуратуре. А в суде стоят на своем - в праве на жилплощадь отца Андрею отказать.
Виктор Николаевич, не надеясь найти правды в области, начал писать в федеральные органы: в Конституционный суд, администрацию президента, аппарат уполномоченного по правам человека в России... Отовсюду приходили отписки: не по адресу обращаетесь, не так составлена бумага. Только обращение к вице-спикеру Госдумы Любови Слиске принесло результат. Ее помощники, изучив дело, отправили его в Генпрокуратуру. Там решение архангельского суда назвали неправомерным и поручили прокурору области принять меры по защите жилищных прав несовершеннолетнего.
У нас меры приняли. Несколько специфические. Отца Андрея лишили родительских прав.
Последний суд по делу Андрея состоялся 1 августа. Решение было принято опять не в его пользу. Интересно другое: ни законный представитель парня, ни представитель органа опеки и попечительства на суде не присутствовали. Они попросту не получили вызов. Хотя в бумаге, которую выдали на руки дедушке Андрея, утверждается, что они были извещены надлежащим образом.
От этого последнего обстоятельства у Виктора Николаевича совсем уж было опустились руки. Где и как защитить внука, оставшегося на улице? Последняя надежда - президент Владимир Путин. Вот только как достучаться?