Для борьбы с рынком нелегального табака необходимы не только сконцентрированные законодательные решения, но и оперативная и глубокая проработка правоприменительной практики на местах Важны более жесткие меры в отношении нарушающих закон торговых точек и интернет - площадок.
В этом мнении сошлись представители федеральных, региональных органов власти и общественных организаций на круглом столе: «Региональный рынок табачных изделий. Эффективные инструменты борьбы с контрафактом», прошедшем в рамках деловой программы межрегионального форума «Дни ритейла в Беломорье».
Заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной думы РФ Артем Кирьянов сделал акцент на важность совместной работы:
«По фискальному эффекту, который у нас есть от внедрения системы маркировки табачных изделий: с 2019 года доход в бюджет составил 800 млрд. рублей. Но также мы знаем, что у нас недобор по классическим табачным изделиям – более 100 млрд в год. Мы все должны объединить усилия, чтобы «обелить» этот сегмент и на местах привлечь внимание общественности к работе надзорно-контролирующих органов. В частном порядке, при проверке торговых точек в 9 из 10 случаев есть весомые нарушения».
Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России:
«Мы сейчас обсуждаем мягкое лицензирование и размышляем над созданием единого реестра торговых точек, чтобы за его контуром другие продажи не осуществлялись, таким образом можно будет минимизировать контрафакт».
Менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия Роман Трошкин:
«Мы видим хрупкий тренд на снижение доли оборота нелегального табака на российском рынке по сравнению с предыдущим периодом. Однако статистически - 57% всей нелегальной продукции к нам поступает из стран ЕАЭС. Поэтому для предотвращения незаконного ввоза табака необходимо усилить контроль за перевозками в ЕАЭС при помощи навигационных пломб, активно противодействовать дистанционным продажам посредством интернет ресурсов и мессенджеров и проводить взвешенную акцизную политику в отношении табачной продукции».
По данным Национального научного центра компетенций (ННКЦ) в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Архангельской области этот показатель увеличился по сравнению с аналогичным прошлым периодом и составил 13,4%. Выявлено, что 4,2% - это контрафакт, 8,2% - нелегальный ввоз из ЕАЭС, 1% - нелегальный ввоз из не ЕАЭС. По итогам второго квартала 2024 Архангельская область занимает 66 место в общероссийском рейтинге.
По словам директора АНО «ННЦК» Ирины Бушиной, минимальные потери бюджета от нелегального оборота табака составили 99 млрд рублей. А в первом полугодии – 50,44 млрд рублей. В СЗФ округе потери за этот же период составили почти 9 млрд рублей, 524 млн руб. – урон Архангельской области от контрафакта табачной продукции.
Обращает на себя внимание низкий уровень эффективности контрольно - надзорных мероприятий в текущей системе. Сейчас фактически они распространяются только на легальный бизнес, тогда как точки, где ведется незаконная торговля табаком, выпадают из поля зрения и правомочия контрольно-надзорных органов. Представители местных КНМ органов отметили практическую невозможность проведения внеплановых проверок торговых точек из-за сложных согласований.
Тарас Носовской, руководитель Управления Роспотребнадзора по Архангельской области сделал акцент на что, что ведомство проводит проверки в рамках своих полномочий:
«Складывается парадоксальная ситуация. Мы вместе с МВД и службой по контролю за алкогольным и табачным рынками провели профилактические мероприятия по выявлению контрафактной продукции. Нашли определенный процент нарушений, и эти цифры сразу попали в официальную статистику. Соответственно, чем активнее мы боремся с контрафактом, и больше обнаруживаем его, тем выше у нас статистика по незаконному обороту табачных изделий. При этом нам на основании действующей правовой базы достаточно сложно согласовать проверки с прокуратурой, у которой имеется мораторий на проверку бизнеса».
Юрий Чащин, руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Северо-Западному федеральному округу:
«Предприниматели, незаконно реализующие товар, пользуются послаблениями, которые были предоставлены властями в части снижения объема проводимых проверок. Это ведет к тому, что защитный механизм, предоставленный государством, используется ими как зонтик от надзорных проверок».
Владимир Невмержицкий, заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления:
«При взаимодействии с согласующими проверку органами очень важен элемент доверия. Они должны понимать, что мы не просто рядовое мероприятие проводим для галочки, но наши действия направлены на пресечение более существенных правонарушений, направленных против наших граждан».