Инъекция культуры. Из 100 человек пара останется в профессиональной музыке

С каждым годом детей, вовлечённых в музыку, становится больше. © / Фото с сайта journal.jazz.ru / АиФ

Руководитель группы Тим ДОРОФЕЕВ считает, что это событие - «окошко» выхода в Европу». Мы поговорили с Тимом о северном джазе и о возможностях развития культуры.

   
   

«Я нужен здесь»

- Архангельск уже называют чуть ли не столицей джаза…

- Да, люди так говорят, но я бы не стал его так называть, просто это один из немногих старейших городов России, где серьёзно, в течение долгого времени занимаются джазом - уже около 40 лет. А такие места можно по пальцам пересчитать. Архангельск в джазовом мире стоит особняком: у нас есть своё течение, своё направление - этно-джаз с использованием местного фольклора. В своё время у нас были энтузиасты, такие двигатели стиля, как Владимир Резицкий и Владимир Тарасов. И потом, город был портовый, моряки завозили много пластинок. К тому же, если вспомнить историю, в Поморье не было крепостного права, а джаз - это в первую очередь свобода. Это такой вид искусства, который даёт тебе право делать то, что ты хочешь. Но при этом ты должен знать законы стиля, хотя есть очень много музыкантов, которые добились больших высот, не имея специального музыкального образования.

- Нет ли у вас комплекса от того, что вы живёте в провинции, а многие ваши друзья-музыканты в больших городах и за рубежом?

- Я ведь уезжал в 2000-м году в Петербург. Был такой период, когда у меня здесь не было работы. Я стал там зарабатывать деньги, но это продолжалось недолго. Во мне что-то перевернулось: «Зачем я буду там? Нужно в Архангельске что-то делать». И я вернулся и начал с нуля - делал клуб, блюзовый фестиваль, потом пошли и другие проекты. Здесь, в отличие от большого города, ты можешь заниматься творчеством - посидеть, подумать, найти идею.

- Появляются ли у нас молодые талантливые музыканты? У вас на фестивалях и дети играют ведь?

- Да, есть такой проект «Дети в джазе», в рамках фестиваля «Дни джаза», его ещё начинал Резицкий. Дети играют на одной сцене со взрослыми, каждый год сами готовят номера, с охотой участвуют в этом. А молодые таланты были и есть. Как правило, они здесь взрослеют, набираются опыта и переезжают в Москву, в Питер, даже в другие страны.

   
   

Бывает и «в минус»

- Есть деятели культуры, которые активно участвуют в общественной жизни города, в политике. Виктор Панов (руководитель молодёжного театра. - Ред.), например, не пройдёт спокойно мимо грязи или несправедливости, поднимет все СМИ на уши. А вы почему в стороне?

- Творческий человек может заниматься политикой и общественной деятельностью. А вот должен ли - я не знаю. Мне предлагали стать чиновником, привозить больших «попсовых» музыкантов, но я отказался, поскольку тогда на джаз совсем времени не останется. Так что я думаю, политики должны заниматься политикой, а люди искусства - искусством. Другое дело, если человек поставил себе цель работать в политике на благо искусства, а не на себя лично.

- Вы вообще как-то контактируете с властью? Говорили, что вам финансово никто не помогает с организацией джазовых фестивалей.

-В прошлом году мы встречались с губернатором, и он принял решение поддержать фестиваль «Дни джаза». Я встречался и с мэрами, с нынешним и с бывшим. И буду, видимо, ещё встречаться, пытаться убедить. Это нормальная работа, всё время отстаивать свои позиции. У каждого свои задачи. Мы также делаем совместные концерты с Гостиными дворами, Поморской филармонией, с АГКЦ, с театром драмы. С Молодёжным театром Виктора Панова совместно готовим концерт Джесси Смит (американский блюзовый музыкант. - Ред.).

Так что от власти есть поддержка на фестивалях. А во время всей остальной клубной жизни, в течение года у нас нет постоянной базы, нет ставок. Моя мечта сейчас - получить своё, независимое помещение, где бы мы могли репетировать в любое время, делать программы, записываться, выступать. Мне приходится заниматься организацией, потому что сейчас никто серьёзно у нас этим не занимается. Надо быть джазменом- это образ жизни, знать рынок. Так что иногда концерты проходят для нас «в минус», приходится влезать в долги. Это риск. Но при этом - кайф, если всё получается.

Я часто слышу фразу от разных людей: «Мне не нравится джаз, я его не люблю». На что я спрашиваю: «А вы его когда-нибудь слышали?» Отвечают - нет. На этом уровне, к сожалению, часто судят о джазе. У нас культуру нужно насильно инъекциями вводить, привлекать чиновников, школьников приводить. И, может быть, из 100 человек, хотя бы 2-3 заинтересуются этим.

 

Материалы к №48 Фото: АиФ

Тим Дорофеев родился в 1961 году в Архангельске. Окончил архангельскую школу № 17, затем - музыкальное училище по классу «Эстрадная джазовая гитара». С тех пор  больше 30 лет профессионально занимается музыкой. Организатор фестивалей «Архангельск Блюз», «Дни джаза», «Малина-джаз» и ряда музыкальных проектов. Любит читать, смотреть хорошее кино. Женат, имеет двух дочерей.

Смотрите также: