"Из архангельского джаза вышла не одна мировая величина", - говорят одни любители музыкального направления. Другие отмечают: "Не-е, это не то, что было раньше. В этом году я спал на концерте". Как это было на самом деле? В Архангельске закончились Дни джаза.
"Юрий Саульский пришел в восторг от Архангельска и профессионализма местных джазменов. Он очень хотел снова приехать в этот город", - поделилась воспоминаниями вдова знаменитого композитора Татьяна Саульская-Карева, которая специально приехала на архангельский джазовый фестиваль.
"Можно стать Вашим кавалером?"
В этом году Архангельский джазовый фестиваль посвящен юбилею композитора и народного артиста России Юрия Саульского. Оказалось, что вдова композитора Татьяна Николаевна родом из Архангельска, и здесь прошла часть ее детства.
- Мои родители жили за границей, а я у бабушки и дедушки в Архангельске, - вспоминает Татьяна Николаевна.- Здесь я окончила школу и два курса музыкального училища. Но после второго курса я решила перебраться во Львов, где окончила училище и поступила в консерваторию. Уже оттуда я перевелась в знаменитую Гнесинку.
Жизнь Татьяны была всегда связана с музыкой. Она стала работать заместителем главного редактора журнала "Советская эстрада". Именно благодаря этому и познакомилась она с уже известным тогда композитором Саульским.
- Я очень часто бывала на различных музыкальных конкурсах. И вот на одном из них ко мне подошел Юрий Сергеевич и вдруг произнес: "А можно, я сегодня буду вашим кавалером?" Так он и остался им до конца своей жизни. Наверное, это была судьба. Мы прожили с ним почти 25 лет. И, знаете, мы даже ни разу не поссорились.
Джазовый авангард
А в 80-х годах Татьяна Николаевна приезжала с супругом и в свой родной Архангельск, как раз на джазовый фестиваль.
- Юрий Сергеевич был очень сильно и приятно удивлен тому, что в Архангельске существует джазовый авангард. Он убедился, что здесь знают и владеют новыми приемами. Помню, мы с ним ходили в кафе, где местные музыканты играли джаз. Он пришел в восторг. Город тоже очень ему понравился, он очень хотел еще раз приехать, но постоянные дела так и не дали осуществить эту мечту.
Сама Татьяна Николаевна тоже очень занятой человек. Ее основная деятельность - это музыкальная критика и журналистика. Она создала журнал "Музыкальное образование", в планах - еще одно издание. В последний раз в нашем городе она была целых девять лет назад.
- Я очень люблю Архангельск, но в этот раз я его едва узнала. Мне кажется, он стал еще лучше и даже зеленее, чем раньше. И у него по-прежнему есть свой неповторимый облик. Вот только не хватает трамвайных путей, к которым я так привыкла.
Справка "АиФ в Архангельске"
Юрий Саульский написал музыку к таким известным песням, как "Черный кот", "Тополиный пух", "Татьянин день", "Снежинка" и "Обычная история".
VIP-ценители джаза
Джаз в Архангельске со временем меняется? Такой вопрос мы задали известным людям.
Виктор Жуков, гл. анестезиолог области:
- На архангельский джаз я начал ходить с 1965 года, когда Владимир Резицкий еще только начинал это все в нашем городе. Естественно, с того момента все стало намного серьезнее, поднялось на мировой уровень. Из архангельского джаза вышла не одна мировая величина. А вообще, джаз - это импровизация, и одна и та же композиция каждый раз звучит по-новому.
Надежда Вежливцева, старший преподаватель кафедры английского языка факультета иностранных языков ПГУ:
- Еще в юности я начала ходить на концерты джаза в нашем городе. Я считаю, что в Архангельске очень гармонично развивается история джаза. Можно сказать, что Архангельск занимает важное место на джазовой карте страны. Кстати, очень часто иностранцев, приезжающих к нам в город, я вожу на джазовые концерты. Их приятно удивляет высокий уровень наших музыкантов.
Юрий Барашков, историк:
- Хорошо, что есть такая традиция и что нашелся человек, ставший преемником дела Володи Резицкого. Это одно из слагаемых культуры Архангельска. Каждый год я внимательно слежу за календарем в ожидании фестиваля. И мою душу очень радует, что в городе каждую осень происходит вот такое явление. И я прекрасно понимаю, что вот эти несколько дней фестиваля - это большая кропотливая работа, причем на протяжении всего года.
Теплоход-для энергетики
Почему джазовые фестивали проходят не только в столице Поморья, но еще и на Соловках? Что, помимо священной земли, куда и так паломничество, некуда поехать?
Ответ на этот вопрос мы нашли в дневниковых записях основателя фестивалей Владимира Резицкого. Вот что он написал: "Мы вышли на первую позицию в СССР, в России и на одно из заметных мест в мире. В мире он (фестиваль.- Прим. ред.) стал особенным, уникальным: мы нанимали теплоход и два дня и две ночи были творческой мастерской. Мы не просто прогуливались по морю, а познавали его суровую осеннюю энергетику и энергетику Соловков, благого и трагического места".
Особое мнение
Поклонник джазовых композиций, новодвинец Владимир Нестеренко:
- На мой взгляд, временем взлета и особого подъема для архангельского джаза были 2005 и 2006 годы. Тогда все было настолько интересно, что зрители ни на секунду не покидали зал, затаив дыхание, наблюдая за происходящим. Каждый коллектив поражал и удивлял. Сейчас, к сожалению этого нет. Даже не знаю, чем это объяснить, но, как мне кажется, стало меньше драйва, и этого не хватает. Фестиваль становится слишком официозным, а хотелось бы отдохнуть и послушать хорошую музыку в более раскрепощенной обстановке. А в этот раз я, к сожалению, на одном из концертов заснул.