Переселение людей из полуразвалившихся деревяшек – одна из самых серьёзных проблем нашей области. Но при её решении традиционно возникает куча сложностей.
Сама программа по расселению рассчитана до 2017 года. Первый же её этап должен завершиться в конце 2014. Но на днях стало известно, что сразу несколько муниципалитетов области срывают расселение людей из аварийного жилья. И это при том, что деньги на это вроде бы есть. В 2014 году для решения этой задачи за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ регион планирует привлечь порядка миллиарда рублей, ещё около полутора миллиардов выделяет областной бюджет.
Трое не успевших
40 муниципальных образований области должны были представить графики по вводу нового жилья. Но сделали это лишь 37. Не представили графики МО «Каргопольское» и два поселения Устьянского района – МО «Бестужевское» и МО «Ростовско-Минское». И это при том, что завершение всех мероприятий первого этапа переселения – строительство нового жилья, передача ключей и снос старого жилья – должно завершиться до 31 декабря 2014 года. Между тем, в нескольких муниципальных образованиях региона, в число которых вошли самые крупные города региона – Архангельск и Северодвинск – сроки завершения переселения выходят за установленные рамки.
Мы решили позвонить в район, чтобы выяснить, как там на самом деле обстоят дела с расселением.
«У нас, например, пустуют три квартиры с центральным отоплением, - рассказывает главный специалист администрации МО «Бестужевское» Ирина Волкова. - Дом, конечно, не новый, но он отремонтирован и в него можно было бы переселить людей из ветхого жилья. Но они не хотят переезжать, так как бояться, что придётся платить за отопление, а это дороже, чем печки. Поэтому сейчас в этом доме живут лишь педагоги, у которых льготы на оплату коммунальных услуг. Мы когда раньше слышали про программу по переселению, думали, как же хорошо, вот бы нам так. А тут вот вдруг столкнулись с такой проблемой. Вообще, на мой взгляд, те, кто хотят жить, те поддерживают своё жильё в хорошем состоянии».
Ни ремонта, ни жилья
Тем временем мы решили поговорить с жителями «деревяшек», чтобы выяснить, как они на самом деле относятся к идее расселения и в каких условиях им приходится жить.
«Мы с мужем-инвалидом 3 группы и двумя детьми 11 лет живём в двухквартирном деревянном доме, - рассказала нам жительница МО «Бестужевское» Татьяна Ожигина. - Сколько же самому дому лет мы даже и не знаем. В наши края он был перевезён откуда-то. Это что-то вроде барака. Он стоит у реки и его регулярно топит. Вот и в позапрошлый год затопило. По домам ходила комиссия, но к нам, как оказалось, забыли зайти. Тогда я написала в Москву. А мне и сказали: «Ты ремонт не делай, мы вас скоро переселим!» Время шло, а жилья нам так и не дали, как и строительных материалов для восстановления. Печку пришлось самим перекладывать. Недавно нам сказали, что домов ветхих много и нужно ждать, когда до нас дойдёт очередь. Конечно, говорят, что будут строить жильё. Но ведь сама программа рассчитана до 2017 года и когда дело дойдёт до нас – не известно, а нам так хочется пожить в нормальных условиях».