Изобретение Антон Кушников и Андрей Зотиков назвали «КАЗ» - по заглавным буквам своих имён.
Создавалась машина ради победы на олимпиаде по технологии. Но результат превзошёл ожидания: олимпиада ещё не состоялась, а на транспорт уже нашлись покупатели, которые предложили одиннадцатиклассникам сумму втрое больше себестоимости автомобиля.
Мы расспросили ребят о том, как им пришла такая идея и что из этого вышло?
«КАЗ» превращается… в кабриолет
- Как вы решились с нуля конструировать автомобиль? Кто вам помогал?
- Начнём с того, что мы готовимся уже не к первой олимпиаде по технологии. Для состязаний в прошлые годы мы создали умный светильник и разработали увлажнитель воздуха. В этом году решили замахнуться на большее. Когда мы рассказали родителям об этом, они, конечно, сначала отговаривали, понимали, что на проект уйдёт очень много времени и сил, а наша главная цель сегодня - всё-таки готовиться к предстоящим экзаменам. Но, в конце концов, они смирились и стали нас поддерживать: всегда давали что-то вкусненькое с собой в гараж. Помещение для работы нам выделил отец Андрея. Ну и, конечно, в конструировании авто очень сильно нам помогли знания по физике, математике и черчению.
- Из чего вы создали «КАЗ»? Сколько на это ушло времени и средств?
- В основе «КАЗа» - металлические трубы и доски. На 60 процентов наше изобретение состоит из деталей от старой техники, их мы покупали с рук. Например, мотор для нашей машины мы взяли от мотоблока. Ременное сцепление к коробке передач подошло от мотоцикла «Урал». Сама коробка у нас из самых первых моделей, поэтому она четырёхступенчатая - без задней передачи. Ещё из интересного: у нас есть дополнительная дверца, через которую мы можем производить ручной запуск двигателя при помощи специальной верёвки, а также проверять уровень масла и работу всех систем. На создание авто у нас ушёл без малого год и почти 30 тысяч рублей.
- Довольны ли вы результатом вашего труда?
- Финальные испытания «КАЗа» превзошли все наши ожидания. Он едет по огромным буграм, по самой глубокой грязи и нигде не застревает. А даже если ты заглох на неровностях, ты можешь просто повернуть ключ, завестись и поехать дальше, проблем с этим не будет. Автомобиль у нас получился малогабаритный, лёгкий, и это большое преимущество. На нём можно заезжать на лёд, он проезжает по любым тропинкам в лесу за счёт высокого клиренса. Разгоняться «КАЗ» может до 40 километров в час. Он с лёгкостью выдерживает северные морозы и даже может превратиться в кабриолет за счёт откидной крыши. А самый главный плюс в том, что расход бензина на нём скромный: достаточно двух литров, чтобы объехать весь Северодвинск.
- А что скажете про комфорт авто?
- Машина получилась на удивление удобной и для водителя, и для пассажира. Мы постарались продумать в «КАЗе» всё до мелочей: отопление, подсветка, удобные сиденья.
«Предлагали купить за 100 тысяч»
- Как реагируют окружающие на ваше изобретение?
- На стоянке нас все мужики спрашивают, как мы это сделали? (смеются - Ред.) Некоторые даже просят чертежи. А северодвинский прокат мототехники предлагал купить наше транспортное средство за 100 тысяч рублей. Но мы продавать «КАЗ» не готовы, да и стоит он больше. Средняя стоимость таких транспортных средств на рынке начинается от 300 тысяч рублей.
- Как считаете, справились ли вы с задачей? Удастся ли покорить олимпиаду по технологии таким изобретением?
- В этом мы даже не сомневаемся. Уже в феврале в Северодвинске состоится муниципальный этап. Мы рассчитываем, что его пройдём, а вслед за ним и областной. А дальше и всероссийский постараемся одолеть. Так что планы у нас грандиозные!
- Часто молодые специалисты хотят после окончания вузов уехать из страны в поисках новых возможностей для карьерного роста. А вы не собираетесь? Какой видите вашу дальнейшую профессиональную жизнь?
Андрей: - Нет, такого в наших планах на ближайшее будущее нет. Мы собираемся остаться в России. Сейчас усиленно готовимся к ЕГЭ. Я хочу связать профессиональную жизнь с машиностроением, математическими науками. Планирую остаться в Северодвинске и поступить в институте судостроения и морской арктической техники САФУ (ИСМАРТ). Антон пока думает, что выбрать: вместе со мной пойти в ИСМАРТ или поехать учиться в Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко.
Анна СТАВНИЧАЯ