Примерное время чтения: 4 минуты
88

Осторожно, «ПАЗик»: каждый день в Архангельске рискуют сотни пассажиров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ в Архангельске 14/08/2013
Фото: www.flickr.com

Бюджету не потянуть

Одним из самых простых, на первый взгляд, решений была бы «добровольно-принудительная» замена автобусного парка с маленьких и юрких «ПАЗиков» на автобусы большой вместимости. Благодаря конструктивным особенностям, они предлагают пассажирам иной уровень комфорта и безопасности. Да и разогнать их в плотном городском потоке более проблематично. Однако эксплуатация подобной техники - дело весьма дорогое. Как сообщает пресс-служба мэрии Архангельска, в областном центре перевозку пассажиров по 47 автобусным городским маршрутам осуществляют порядка 500 автобусов, из них только 10% - большого класса. При этом (только по официальным данным) из скудного городского бюджета на субсидирование работы автобусов большого класса за последние два года выделено более 70 миллионов рублей. 

В соседней с нами Вологде, опять же по официальным данным, опубликованным в СМИ, ежегодный размер дотаций на перевозки превышает 600 млн. руб. Нужно ли говорить, что это не под силу не только муниципальному бюджету Архангельска, но и всей казне региона?

Водителей не хватает

Еще одна острая проблема региона - дефицит водителей. К сожалению, времена, когда работа водителя городского автобуса была престижной и довольно высокооплачиваемой, ушли в прошлое. Вместе с ними «потерялись» и принципы организации безопасности движения на крупных автопредприятиях и многоуровневая система подготовки кадров.

Сегодня в условиях острой нехватки профессиональных водителей, прошедших специальную подготовку для вождения автобусов (а не просто имеющих необходимую категорию) за рулём может оказаться практически любой человек. Такая картина складывается даже в средних и крупных предприятиях, что уж говорить про частников-одиночек, которые не могут обеспечить положенные по статусу водителя общественного транспорта ежедневные предрейсовые медицинские осмотры.

Одна из очевидных причин потери престижа профессии - низкий уровень заработной платы при максимальном уровне ответственности за жизнь десятков людей. Вот и получается, что наиболее подготовленные в профессиональном плане специалисты или уезжают в другие города «за большими деньгами», или переходят на работу, например, газосварщиками или каменщиками с заработной платой, начинающейся от 60 тысяч рублей (против 15 тыс. руб. у водителей автобуса).

В регионе острый дефицит профессиональных водителей. Фото:www.flickr.com

«Пираты» сами по себе

Еще одна причина, которая приводит отрасль общественного транспорта к неминуемому кризису, – это несовершенство федеральных законов.

В своё время, разрешив «свободное предпринимательство», депутаты высшего законодательного органа страны, скорее всего, просто не подумали о том, что отдельные отрасли экономики нуждаются в особом подходе. Новейшая история предпринимательства в России разменяла уже третий десяток лет, а единого Федерального законодательства в области организации и регулирования пассажирских перевозок как не было, так и нет. В результате практически на всех дорогах страны, без каких либо графиков, в удобное только для них самих время и по наиболее «денежным» маршрутам ездят «нелегалы».

До недавнего времени в распоряжении контролирующих органов был один инструмент влияния на «диких перевозчиков» - областной закон «Об административных правонарушениях». В апреле 2012 года часть наиболее актуальных статей закона, обеспечивающих безопасность пассажиров, была отменена. Отныне даже договор с муниципалитетами на оказание услуг по перевозке пассажиров «пиратам с большой дороги» оказался не нужным.

Типичная картина. Так ездит более половины ПАЗов в Архангельске: 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах