Естественно, что немцы стремились прервать союзнические поставки в Россию. В связи с этим Абвер усилил разведывательную и диверсионную деятельность в морских портах, на железнодорожных узлах, промышленных предприятиях и железнодорожных магистралях. В районы Архангельской области начали активно забрасывать диверсантов.
Диверсанты, арестованные в районе Вологды, сообщили, что на участках Северной железной дороги в районах станций Исакогорка, Коноша, Вологда, Тихвин заброска диверсантов будет производиться ежедневно. Цель - парализовать подвоз грузов для фронта.
Битва за грузы
Все диверсанты были обучены в специальных разведывательных и диверсионных школах. Их снабжали мощными взрывчатыми и зажигательными средствами.
- Был, к примеру, такой случай, - вспоминает участник Великой отечественной войны и историк Юрий Абрамов. – На корабле, груженном боеприпасами, рабочий увидел в трюме на полу банку. Не долго думая, он пнул её. Она тут же воспламенилась. К счастью, взрыва и серьёзных потерь удалось избежать, так как другой рабочий мгновенно среагировал. Он схватил горящую банку и выкинул за борт.
Очень тяжело было на фронте, но такой же фронт проходил через Архангельск и Молотовск. А может, было ещё тяжелее, поскольку горожане вели, поскольку горожане вели эту тяжелейшую борьбу ежеминутно, ежечасно в условиях голода, холода, когда вовсю свирепствовала цинга, спасением от которой был только хвойный настой и тюлений жир, запах которого пропитал все столовые города. В битву за военные грузы было вовлечено всё население, в ней участвовал и стар и млад.
Шпионы-союзники
В то же время, на территории области вели активную деятельность и шпионы союзников. Конечно, перед ними не стояли задачи навредить или помешать, а потому и внимания к себе они привлекали несколько меньше.
Кроме основной работы по контролю за перевозками военных грузов и контактированием с советским военно-морским и сухопутным командованием ряд английских офицеров вёл активную разведывательную работу, собирая сведенья о политическом настроении населения, продовольственном снабжении, состоянии промышленности, порта, морского флота и военных объектов.
В военной хронике, к примеру, остались сведенья об арестованных в ноябре 1943 года поляках Таневском, Шпилевском, Шемисе и Домбе. На следствии они рассказали, что были завербованы в декабре 1942 года английским разведчиком Коттоном. Им было поручено задание собирать сведения о военных объектах и воинских частях, расположении аэродромов. Так же им нужно было узнать, как работает Северная железная дорога, каково её состояние и пропускная способность.
Ответить за любовь
- Известно, что среди моряков, приезжавших в Архангельск на судах ленд-лиза, были сотрудники английской и американской разведки, - рассказывает Юрий Прокопьевич. – Они здесь работали под прикрытием. В те годы английские спецслужбы стремились узнать, как мы можем принимать грузы. Так же можно сказать, что английская и американская разведка работала на перспективу, узнавая наши возможности.
Но шпионов-англичан и американцев не разоблачали, хотя и знали о их существовании. И пока они следили и собирали информацию, за ними так же велось наблюдение.
Стараясь наладить связи, шпионы знакомились с северянками, вступали с ними в тесные отношения, начинали жить вместе. И вряд ли можно винить этих женщин. Были тяжёлые времена, а моряки помогали продуктами. Возможно, для кого-то это был единственный шанс выжить. И конечно красавцы-моряки умели произвести впечатление на девушек. Казалось бы, какую такую секретную информацию могли выдать простые женщины англичанам? Само собой, что большинство из них ничего не знали и не могли оказать помощь шпионам. Но, тем не менее, после окончания войны им пришлось ответить за свою любовь. Моряки вернулись на родину, а большинство женщин было арестовано.