Напомним, в июле прошлого года мэрией г. Архангельска были проведены конкурсы на право заключения договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров автобусами общего пользования, в том числе маршрутам №№ 9, 75, 5-у, 3, 7, 10-у,12, 31 и 54. Победителями конкурсов по данным маршрутам признаны ООО «АТП-4», ООО «Автоколонна №1», ООО «Автоколонна №3» и ООО «Автоколонна №4», набравшие наибольшее количество баллов по сравнению с иными претендентами, за счет того, что предложили осуществлять пассажирские перевозки автобусами особо большого класса вместимости.
Согласно протоколам, составленным по итогам конкурсов, победителям необходимо было работать на маршрутах исключительно теми автобусами, которые указаны в конкурсных заявках.
Вместе с тем, по договорам на обслуживание маршрутов, мэрия предоставила победителям конкурсов возможность осуществлять пассажирские перевозки автобусами не ниже малого класса, что позволяло им не использовать на маршрутах автобусы большой вместимости.
В ходе расследования установлено, что указанные автотранспортные предприятия осуществляли перевозку пассажиров небольшими автобусами, то есть на тех условиях, на которых могли бы работать их конкуренты, участвовавшие в конкурсах, но не победившие в них. Антимонопольное ведомство усматривает в этом согласованные действия между мэрией и перевозчиками, направленные на устранение конкуренции путем ограничения доступа на рынок.
Было установлено, что большегрузные автобусы у перевозчиков в 2010 году вообще отсутствовали и на маршрут не выходили. Однако мэрией не предпринималось никаких действий (до возбуждения дел Архангельским УФАС России), направленных на понуждение перевозчиков к исполнению взятых на конкурсе обязательств. Договоры на обслуживание маршрутов прекратили срок своего действия 01.08.2011. Несмотря на это мэрией были направлены на подписание указанным перевозчикам новые договоры на обслуживание этих же маршрутов.
Таким образом, указанные выше действия мэрии г. Архангельска и группы компаний-перевозчиков были рассмотрены как согласованные и предоставляющие необоснованные преимущества на рынке пассажирских перевозок.
Антимонопольное ведомство решило:
1. Признать мэрию г. Архангельска, ООО «АТП-4», ООО «Автоколонна №1», ООО «Автоколонна №3», ООО «Автоколонна №4» нарушившими ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений путем прекращения согласованных действий на локальных рынках автобусных перевозок г. Архангельска.
3. Мэрии областного центра предписано провести конкурсы на право заключения договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров в г. Архангельск автобусами общего пользования.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.