Программа была позитивно оценена как губернатором и членами правительства, так и депутатами Архангельского областного Собрания, которым теперь предстоит рассмотреть эту программу осенью на одной из «бюджетных» сессий. Судя по положительным отзывам народных избранников, программа должна быть принята и включена в бюджет 2012 года.
Некоторые вопросы вызвал запланированный объём финансирования. Он составляет 9 млрд рублей, в том числе: федеральный бюджет – 3,8 млрд рублей, областной бюджет – 972 млн рублей, местные бюджеты – 293 млн рублей и внебюджетные источники – 3,9 млрд рублей. По мнению губернатора Архангельской области Ильи Михальчука, изыскать средства в таком объеме в областном и местных бюджетах будет непросто.
В связи с этим, по предложению главы региона, в программе определят первоочередные задачи. Это строительство и ремонт причалов, железнодорожных платформ, судов для перевозки жителей островных территорий и поселений побережья Белого моря. Все остальные пункты программы реализуют по мере поступления средств в бюджет.
Глава Приморского района Юрий Сердюк предложил пересмотреть условия софинансирования. По задумке разработчиков запланировано равное долевое участие областного и местных бюджетов в финансировании отдельных мероприятий программы. Юрий Сердюк предложил уменьшить муниципальную составляющую, мотивируя это отсутствием достаточных средств в бюджетах районов и поселений.
По словам Эрнеста Белокоровина, в результате реализации мероприятий программы пассажирская транспортная система Архангельской области выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий, прежде всего, безопасность пассажирских перевозок.
Так, доля пассажирских транспортных средств, оснащенных навигаторами спутниковой системы ГЛОНАСС, составит 80 процентов. Доля маршрутов, обеспеченных устойчивой сотовой связью, увеличится с 69 до 85 процентов. Будет сдано в эксплуатацию 272 объекта пассажирской транспортной инфраструктуры; приобретено 364 автобуса, построено восемь причалов, восемь судов, в том числе семь речных и одно морское.
В результате реализации программы средний возраст подвижного состава составит 28 лет для водного и 7,8 года для автомобильного транспорта. Доля автобусов возрастом более 10 лет снизится с 45 до 39 процентов.
– Хочу акцентировать ваше внимание на том, что это социально ориентированная программа, нацеленная на решение самых острых проблем. Предложения в программу мы собирали со всех муниципальных образований области, – подчеркнул министр промышленности, транспорта и связи. – Это антикризисная программа, принять которую необходимо для того, чтобы сохранить пассажирские перевозки в регионе.
Евгений УХИН, депутат Архангельского областного Собрания, председатель комитета по промышленности и экономическому развитию, «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
- Программа развития общественного транспорта разрабатывается впервые. Документ рассчитан на четыре года с бюджетом более 9 млрд рублей. Более 40 процентов этой суммы составят средства инвесторов, ещё столько же – федеральные деньги. Также будет привлечено региональное и муниципальное финансирование. Программные мероприятия коснутся всех видов транспорта – наземного, воздушного, речного. В частности, планируется приобрести новую технику, отремонтировать автобусные и железнодорожные вокзалы, причалы, построить несколько судов для местных перевозок, реконструировать взлётно-посадочную полоса аэропорта «Архангельск». Сейчас главное пройти процедуру утверждения документа на сессии и своевременно включить его в проект областного бюджета 2012 года.
Станислав Вторый, депутат Архангельского областного Собрания, председатель комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
- Депутаты поддержали программу развития общественного пассажирского транспорта Архангельской области, потому что назрело время такому документу быть. Разово реагировать на проблемы с транспортом, которые возникают сегодня, уже нельзя – нужно, чтобы эта работа носила системный характер. Депутаты как никто другой приближены к людям: сегодня жители области в каждом муниципальном образовании задают одни и те же вопросы, связанные с транспортным сообщением. До 1991 года в регионе работала транспортная авиация, которой можно было воспользоваться при отсутствии дорог между муниципальными образованиями, работал пригородный железнодорожный и речной транспорт. Когда страна вступила в рыночные отношения, и мы стали измерять работу общественного пассажирского транспорта через призму: выгодно – не выгодно. Сегодня пригородные сообщения сохранены, но стоимость услуг такова, что большинство жителей не могут или воспользоваться. Кроме того, прекратились дноуглубительные работы на Северной Двине – не стал ходить теплоход до Котласа, на железной дороге в сторону Карпогор, Онеги сокращается количество вагонов, падает качество обслуживания. Программа развития общественного пассажирского транспорта предусматривает решение насущных проблем северян, связанных с передвижением внутри региона, нужно как можно быстрее начать ее реализацию, чтобы люди смогли воспользоваться теми видами транспорта, который им нужен.