Примерное время чтения: 3 минуты
138

Одна на всех. Кому покорится Арктика?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ 16/03/2016
с сайта narfu.ru / АиФ

На её финансирование выделяется 260 миллиардов рублей. Для того чтобы привлечь деньги, нужно постараться на начальном этапе: предложить проекты. Какие есть у нас?

Стараются все

«В 2016 году мы построим работу нашей госкомиссии, приблизив её к каждому конкретному Арктическому региону», - заявил председатель гос­комиссии Дмитрий РОГОЗИН. Госпрограммой предусмотрено создание восьми «опорных зон». Среди них и Архангельская. Примечательно, что заседание проходило именно в Мурманске, а не в Архангельске. Идёт давний спор и конкуренция, какой регион «более арктический».

«Активность в продвижении арктических проектов проявляют все регионы. Самый лучший вариант - это консолидировать ресурсы, а не перетаскивать одеяло на себя. Конкуренция, конечно, нужна, но здравая, - говорит Константин ЗАЙКОВ, директор Арктического центра стратегических исследований САФУ. - Нельзя, чтобы какой-то один регион монополизировал всю Арктику. Отмечу, что в советские годы было выстроено симметричное развитие арктических регионов».

Вечный Белкомур

Среди главных проектов нашего региона эксперты отмечают следующие: строительство глубоководного района порта, магистрали Белкомур, завода сжиженного газа (что сделает топливо дешевле); модернизация аэропорта Амдерма, создание на базе Архангельска единого оператора северного завоза. Речь идёт о том, что грузы, которые транспортируются по Севморпути, предлагается совместить и отправлять через одного оператора. Это сэкономит средства.

«Безусловно, нужно обновление флота, пока для проведения Арктического плавучего университета используется НИС «Профессор Молчанов», но время идёт, судов становится недостаточно, - говорит Константин Сергеевич. - Необходимо обновлять ледокольный флот. Даже Китай сейчас строит второе судно ледокольного класса для научных исследований, а российский научно-исследовательский флот стареет. Надеюсь, в скором времени этот вопрос решится».

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк, участник плаваний по Севморпути, считает, что у нас есть отставание в плане технологий добычи углеводородов. В связи с санкциями теперь совместная международная разработка углеводородов становится затруднительной. «Санкции достаточно серьёзно повлияли на ход развития арктических проектов, - говорит Олег Борисович. - Поэтому нам нужно заниматься импортозамещением». Также эксперты видят большую перспективу в разработке Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле.

Главное для области - получить финансирование. Например, идея строительства глубоководного порта всё обсуждается и обсуждается ещё со времён губернатора Анатолия Ефремова, уже лет 20. Белкомур тоже один из «вечных проектов». Когда станет реальностью? Надеемся, что объявленное «сближение с регионами» позволит реализовать нам если не все, то несколько таких проектов. Тогда в наш порт пойдут новые грузы, а пока цифры говорят сами за себя. По данным экспертов, перевалка грузов арктических портов России за два месяца 2016 года выросла на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Грузооборот порта Мурманск увеличился до четырёх миллионов тонн и порта Варандей - до 1,2 млн тонн. Порт Архангельск демонстрирует спад - всего 0,6 млн тонн. Это минус 17,6% .

Екатерина ЕМЕЛЬЯНОВА

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах