Жильбер Массар побывал в Архангельске вместе с делегацией зарубежных врачей, которые стали участниками международного семинара по стандартам контроля качества обучения в медицинских вузах, прошедшем в СГМУ. Он прекрасно говорит по-русски и признаётся, что порой ему совсем не хочется уезжать из нашей страны.
- Жильбер, откуда такой интерес к нашей стране? Знаю, что вы побывали уже во многих российских городах.
- Русский язык я начал изучать ещё в школе. И тогда во времена Советского Союза ваша страна была для нас большой загадкой. Россия была мифом на Западе, а мы соответственно были мифом для России. Никто не знал друг друга. И мне казалось несправедливым то, что люди живут в одном мире, и не могу спокойно общаться между собой. Тогда я подумал, что изучение языка – это первый шаг к общению. Второе, я родился в Люксембурге, вы прекрасно знаете, какая это маленькая страна, поэтому масштабы России меня всегда восхищали. Когда на Камчатке люди собираются ложиться спать, жители Калининграда уже пробуждаются. Это поразительно. Когда я начинал учить язык, мой учитель говорил: знать русский – значит смотреть в открытое окно и видеть на 10 тысяч километров дальше. Однажды я вспомнил эти слова, когда летел из Владивостока в Новосибирск. Я пробыл в самолете 6 часов, за столько же можно долететь из Парижа до Нью-Йорка, а я оказался только в середине вашей страны.
Мне была всегда интересна история и культура вашей страны. Вначале я читал русских писателей в переводе на немецкий, а уже потом и в оригинале. Советский Союз я посетил трижды.
«Мечтал о Севере»
- А когда вы стали сотрудничать с нашей страной?
- Первые профессиональные контакты появились 15 лет назад. В 2006 году я принял участие в первой в вашей стране операции по трансплантации легких. А чуть позже даже получил премию лучшего врача России.
Вы знаете, за это время я понял, что в вашей стране дружба имеет большее значение, чем у нас. Французы довольно часто из вежливости говорят, что им что-то интересно, у вас не так. В России к понятию дружба относятся очень серьёзно. Когда возвращаюсь домой из России, нередко спрашиваю себя: зачем я вернулся? Надо было оставаться там. (улыбается,-ред.)
- Жильбер, в Архангельске вы впервые. Какое впечатление произвёл на вас наш город? Удалось ли вам побывать в учреждениях здравоохранения, пообщаться с врачами?
- На самом деле я очень давно хотел посетить Север России, и много читал об истории вашего края. Когда узнал о возможном сотрудничестве с местным университетом, то в прямом смысле прыгал от радости. Наконец-то, представился случай побывать в Архангельске. Самое первое, и, пожалуй, незабываемое впечатление я получил от вашей природы. Когда мы садились на посадку, над облаком я увидел очень красивое небо, я не могу вспомнить, чтобы где-то ещё был такой цвет.
Первым делом я побывал в медицинском университете. Мне и до этого говорили, что СГМУ может выступать в качестве примера оценки качества образования. Ведь важно не только оценивать студентов, но и оценивать качество такого образования, которое дают в вузах.
Лет 10 назад я поражался, какие сложные операции делают русские хирурги, по сути, не имея ничего. Думаю, наши врачи так не смогли бы.
У вас, безусловно, были очень сложные годы после перестройки. Но сейчас я вижу улучшения в разных городах России. Во Франции, к сожалению, наоборот, из-за кризиса, приходится экономить.
В России очень много курят
- Тем не менее, Францию называют самым социальным государством в Европе
- Да, если верить статистике ВОЗ, это так. Например, на государственную медицинскую страховку мы перечисляем 15% от зарплаты. И когда человек заболевает, ему оплачиваются даже лекарства.
- А вы можете сравнить отношение русских и французов к своему здоровью?
- Это интересный вопрос. У каждого своя философия здоровья. Во Франции я часто слышу, что сметана – это плохо, это холестерин, а в России говорят, что сметана – это хорошо. Наверное, этот нормально, что у жителей Ниццы, где +15 градусов, и у жителей Архангельска, где – 30, разное мнение на этот счёт.
Мне кажется, что ваших детей в школе больше агитируют заниматься спортом, учат правильно питаться, у нас этому уделяется очень мало внимания. Единственное, что меня беспокоит в России: как много у вас курят! Даже перед медицинским университетом стоит много курящих студентов, но если будут курить врачи, то, что говорить о их пациентах.
- Известно, что во Франции принято каждый день выпивать по бокалу красного вина и при этом там самая низкая продолжительность смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. А как вы относитесь к этой французской привычке?
- Да, есть такой французский парадокс. Особенно это характерно для жителей юго-западной Франции. Люди там, действительно, едят много жирной пищи и при этом пьют вино и, возможно, что алкоголь противодействует холестерину. Надо, конечно, учитывать и ещё один момент, в основном, они едят там утку и индейку, а не свинину, например, а это немного другой холестерин. Но, действительно, один-два бокала вина не повредят, это далеко не отрава, а вот больше, уже проблема.
Досье
Жильбер Массар - профессор медицинского факультета Страсбургского университета, трансплантолог, награждён российским правительством Орденом Дружбы. Стал членом Российской академии медицинских наук в декабре 2011 году. Знает четыре языка.