Примерное время чтения: 7 минут
148

Даже на самой сложной работе женщина остается женщиной

В преддверии международного женского праздника восьмого марта расскажем о женщинах, которые выбрали свой профессиональный путь на производствах с мужским характером. Северянки трудятся даже в отрасли судостроения и судоремонта.
 
В посёлке Затон на Архангельской ремонтно-эксплуатационной базе флота на башенных и мостовых кранах трудятся исключительно представительницы прекрасного пола. Коллеги мужчины так и говорят – у каждого крана своя девушка и свой характер.
В начале двухтысячных стал складываться стереотип о том, что производство, особенно судоремонт и судостроение – не место для женщин. Работницы Архангельской ремонтно-эксплуатационной базы флота уже много лет своим примером доказывают обратное. На предприятии сложилась целая команда девушек-крановщиц. Судоремонтники – мужчины отмечают: представительницы слабого пола – ювелирные крановщицы. В их руках двадцатитонные машины, словно оживают  работают плавно и точно.

На одной волне

Восемь часов утра. Несколько десятков ступеней вверх по крутой лестнице и Галина Лихачева заступает на смену. С высоты птичьего полёта слип, где ведётся ремонт флота, как на ладони. Кран, которым управляет Галина, самый центральный на площадке. Галина Лихачева рассказывает, что на судоремонтное производство пришла в начале двухтысячных, тогда в посёлке Затон большого выбора с трудоустройством не было. Девушка думала подработать, а задержалась на два десятка лет.

– У меня бабушка с дедушкой были крановщиками. Дедушка в порту Бакарица работал на портальном кране, а бабушка на железнодорожном – разводила мост. Подумала почему бы и нет, пошла учиться. По-первости мужчины, конечно, побаивались работать со мной. Первые дни самые тяжёлые были. Меня Ирина стажировала – наш самый опытный крановщик, а в это время в цехе пятитонную аппарель строили. Вот там-то понервничала, аж ладошки все мокрые были. А с годами всё становится повседневным. С ребятами на одной волне уже работаем. А вообще скажу, что изначально крановщик - женская профессия, – говорит Галина Лихачева, машинист мостового крана Архангельской РЭБ флота.

Ответственные и аккуратные

Чтобы поговорить с Галиной, пришлось подняться на кран. Высоко, в кабине тесновато, вокруг кнопки и рычаги. Все девушки – крановщицы работают в спецодежде. Замечаем маникюр на длинных ногтях Галины и удивляемся, как удаётся при такой работе его сохранять?

– На любой работе женщина при желании и с маникюром и макияжем будет. Мне не мешает, – улыбается Галина.

Работать на кране не просто, а к крановщикам много профессиональных требований. Претендент на эту должность должен иметь хорошее физическое здоровье, развитый вестибулярный аппарат, быть стрессоустойчивым, внимательным и не бояться высоты. По словам начальника корпусно-сварочного участка Архангельской РЭБ флота Владимира Рябкова, женщины-крановщицы ответственнее и аккуратнее, а ещё всегда строго соблюдают технику безопасности, внимательны и сконцентрированы при выполнении манёвров. Поднимать приходится грузы от нескольких килограммов до двадцати тонн: огромные металлические конструкции, детали и комплектующие для пароходов принимают судоремонтники и чтобы не травмировать коллег, движения должны быть выверенными и чёткими. А ещё у женщин – крановщиц есть одно важное преимущество - улыбка, подмечает Владимир Рябков, – вот их главное оружие, которое помогает в самых не простых ситуациях.  

– Судов на слип в последние годы поднимаем много, ремонт активный ведётся и все операции на судне напрямую завязаны с работой кранов. Всё перемещается и подаётся с их помощью. Работа у девчонок напряжённая, но справляются с ней отлично. Коллектив у нас мужской, суровый, а девчонки улыбнутся и сразу настроение улучшается, работать веселее. Гордимся ими, – говорит Владимир Рябков, начальник корпусно-сварочного участка.  

И пароход поднимут!

Пока Галина обслуживает суда в центре слипа, Елена Льдинина работает на задней площадке, управляет вторым краном.

- Девятнадцать лет я работаю на Архангельской РЭБ флота, сначала не думала, что задержусь, но оказалось, что в мужском коллективе работать интересно. После стажировки, когда один на кране остаёшься, становится страшно. Сейчас уже чувствуешь кран, его движения, повороты. Сейчас, когда надо и сами пароходы с легкостью поднимаем, но небольшие, до 20 тонн. Ну и специфика у каждого крана своя, в цехе сложнее, надо всё время смотреть по сторонам, аккуратно работать. А на башенном на улице простора для движения больше, всё на обзоре. С годами сама стала замечать, что женщины – крановщики лучше – у нас краны ломаются реже, мы же тихонько, без рывков. Работа интересная: суда разные, грузы тоже. В Затоне сложилась вся моя жизнь. Я и сестру сюда переманила из г. Иваново, а подругу из г. Северодвинска, – делится Елена Льдинина, машинист мостового крана Архангельской РЭБ флота.

Единое целое

На судоремонтном заводе работают три крановщицы. Дольше всех трудится Ирина Бодрова, она-то и была наставницей у начинающих Елены и Галины. Сейчас все очень опытные и уважаемые специалисты. Ирина неоднократно была представлена на Доске Почета предприятия. В коллективе она заслуженный и признанный мастер своего дела. Сейчас трудится в эллинге, где кораблестроители Затона собирают буксир «Плес».

– Для меня моя работа – это словно конструктор. В цехе всё движется, перемещается, складывается в единое целое. Судостроительство масштабное ведётся, есть пароходы и большие, по 130 метров. И, конечно, когда приступаешь к работе, начинаешь собирать пароход со стапелей: сначала металлоконструкции, потом детали, он на глазах начинает расти, расти, а затем раз, и выходит из эллинга - чувство радости испытываешь. Был случай, когда я стажировала мужчину, его хватило на 10 дней работы, сбежал. А вообще я не делю профессии на женские и мужские. Сейчас 21 век, можно реализоваться в любой профессии, – рассказывает Ирина Бодрова, машинист мостового крана Архангельской РЭБ флота.

Знать геометрию, физику, не бояться высоты, быть выносливым и физически крепким. Перечисление всех этих качеств рисует в голове образ сильного и крепкого мужчины. Однако все эти слова о хрупких и милых женщинах, которые освоили непростую рабочую профессию, украсив её женским обаянием, аккуратностью и виртуозным исполнением.


По теме:

Ежегодно стажировку на Архангельской РЭБ флота проходят более 40 студентов профессиональных училищ.

Мастера-наставники помогают освоить профессии электросварщика, судостроителя-судоремонтника, оператора станков с программным управлением, стропальщика и многих других рабочих специализаций.

Татьяна Третьякова, фото автора, АИФ № 10
 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах