И для рыболовного промысла, и для путешествий, и для транспортировки грузов. Самый большой карбас может перевозить до 18 тонн груза!
Кстати сказать, карбасы до сих пор используют в деревнях Архангельской области — технология их постройки практически не изменилась. Кое-где сменились инструменты, но это лишь влияние времени. Как и в старые времена, строительство карбаса дело долгое и кропотливое.
Самое интересное, что мастера вообще не использовали чертежей. Каждый мастер делал так, как ему казалось правильным. Кроме этого в каждом районе виды карбасов были свои: морские, речные, весенние и другие.
Изготовление карбаса начинается с подготовки дерева — его хранят в сарае целый год, чтобы оно тщательно просохло, но без воздействия солнечных лучей. Затем следует сборка частей — от киля до шпангоутов — всё сшивалось и просмаливалось до начала 20 века без гвоздей и заклёпок. Теперь же современные мастера используют либо медные клёпки, либо стандартные гвозди.
На открытии выставки «Поморский карбас», как сообщает «Норд Портал», в музее деревянного зодчества «Малые Корелы» сегодня присутствовали представители совета поморских старейшин. Они единогласно одобрили макет карбаса, правда, сделали несколько замечаний по поводу технологии его «сшивания».
«Заклёпки нужно забивать до конца и очень тщательно, иначе на рыболовном промысле сети могут зацепиться за неровности. Пусти бы мы этот карбас на воду — рыбаки бы прокляли нас не раз за недоделку», — объяснил председатель совета Николай Окладников.
Всем, интересующимся поморской культурой, будет интересно посетить эту выставку. Здесь расскажут о технологии строительства карбаса, покажут инструменты, с помощью которых и сейчас их делают. Докажут, что именно поморы были первыми, кто освоил Арктику и другие земли, и объяснят происхождение слова «помор».