VI Международный форум «Арктика - территория диалога» собрал в Мурманске глав регионов СЗФО и федеральных экспертов для обсуждения актуальных вопросов комплексного развития, разработки эффективных механизмов совместного использования и освоения богатых ресурсов Арктического макрорегиона. Участие в мероприятиях форума приняла делегация Архангельской области во главе с губернатором Александром Цыбульским.
Лидерство через развитие СМП
Ключевые направления для развития регионов АЗРФ обозначил на пленарном заседании Президент России Владимир Путин. Он отметил, что на Арктическую зону приходится свыше четверти территории Российской Федерации, здесь живут и работают почти два с половиной миллиона граждан.
Глава государства назвал приоритеты для комплексного развития Арктики, среди которых укрепление транспортного и логистического контура, ледокольного флота, выстраивание стратегической системы российского судостроения, поддержка судостроительных и судоремонтных предприятий. В частности, Президент поручил Правительству РФ проработать вопрос о строительстве новых верфей с высокотехнологичным производством.
- Северный морской путь должен стать ключевым участком Трансарктического транспортного коридора, который соединит мировые промышленные центры, - заявил глава государства, отметив, что к 2030 году грузопоток по СМП может достичь 100 миллионов тонн.
Как рассказал во время работы форума губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, который возглавляет комиссию Госсовета по направлению «Международная кооперация и экспорт», развитие Арктики не может вестись отдельно от Северного морского пути. Эта тема в целом стала сквозной на многих секциях форума. В том числе обсуждалось создание единого комплексного проекта, который позволит ускорить освоение арктических территорий, повысить транспортную доступность макрорегиона и обеспечить реализацию долгосрочных задач в сфере ресурсного и промышленного развития Арктики.
По словам первого заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова, в плане развития СМП и Арктики должны быть учтены вопросы по совершенствованию транспортной инфраструктуры, транспортных узлов и 16 опорных пунктов, которые идут вдоль Северного морского пути.
Александр Цыбульский подчеркнул, что отдельный проект по развитию СМП должен стать пространственной экономической моделью развития территории. При этом в нём должен чётко прослеживаться экономический эффект.
- Есть два пути: выполнить поручение Президента и обеспечить грузопоток по СМП до 100 миллионов тонн к 2030 году - и здесь не нужен никакой отдельный проект, эту задачу мы можем решить в течение пяти лет, либо создавать глобальный трансарктический коридор. И в этом случае нужен комплексный подход, нужно свести все усилия, приоритизировать мероприятия, просчитать экономику огромных государственных инвестиций, понять, есть ли вообще возвратный вложенный капитал, - отметил Александр Цыбульский.
Он добавил, что нужно ставить амбициозные цели и привёл пример китайского порта в Даляне, который ежегодно обеспечивает 385 тонн «перевалки».
- Кстати, с китайскими партнёрами мы обкатали прямой контейнерный маршрут. В 2023 году между Архангельском и портами Китая был один судозаход, в прошлом году - 10 судозаходов, в этом году планируется уже 20. В прошлому году перевалили 13 тысяч контейнеров, в этом планируем уже 28 тысяч. Это говорит о том, что интерес есть. И если бы у нас были большие возможности и объёмы, мы могли бы расширять номенклатуру, увеличивать объём перевалок, - сказал Александр Цыбульский.
При этом уже сегодня порт Архангельск активно развивается, ежегодный объём морских и речных перевозок составляет порядка 5-6 миллионов тонн. В прошлом году произошли позитивные изменения в структуре грузооборота: морские перевозки выросли на 30% по сравнению с 2023 годом, а объёмы перевалки экспортно-импортных грузов увеличились практически в три раза в сравнении с показателями предыдущих двух лет.
- Сегодня из морского порта Архангельск отправляются экспортные грузы в Бразилию, Гану, Индию, Китай, Мексику, Нигерию, Перу, Турцию, Чили и другие страны, - сообщил заместитель председателя правительства региона Игорь Мураев. - В последние годы роль Севморпути возросла многократно, переориентация цепочек поставок придала новый импульс развитию нашего порта, позволила прочно закрепить за ним новые направления перевозок и высокомаржинальные грузы.
Мастер-план для агломерации
Все эти задачи являются также частью мастер-планов агломераций, которые разрабатываются по поручению Президента.
Мастер-план развития Архангельской агломерации, крупнейшей в Российской Арктике, представил Владимиру Путину губернатор региона.
Александр Цыбульский отметил, что в стратегический документ включены важнейшие действующие и планируемые к реализации инфраструктурные инвестпроекты. При этом основная миссия сформированного мастер-плана - бережно хранить вековые традиции Русского Севера, и на их основе создавать будущее.
Для развития важной для АЗРФ территории, по словам главы региона, необходимо скоординировать работу по десяти основным направлениям. Пять из них ориентированы на экономический рост, а ещё пять - на улучшение городской среды.
- Первый приоритет - это развитие логистики. У нас есть решение о развитии Архангельского транспортного узла, уже готова финансово-экономическая модель, и на выходе инвестиционная декларация о строительстве нового глубоководного района морского порта, который будет обрабатывать до 25 миллионов тонн различных грузов, - рассказал губернатор. - В целом все портовые мощности мы будем делать за счёт частного капитала, здесь есть уже инвесторы, которые подтвердили свою готовность. Важный вопрос - это дальний и ближний подходы к морскому порту в части модернизации, в первую очередь, Северной железной дороги, чтобы увеличить её пропускную способность.
Второй приоритет, о котором доложил губернатор, также является традиционным для Архангельской области - это судостроение и судоремонт. Сегодня эти отрасли активно развиваются - приходят инвесторы, модернизируются производства.
Наука и образование – также в приоритетах мастер-плана Архангельской агломерации. В столице Поморья по нацпроекту «Молодёжь и дети» возводится межвузовский кампус «Арктическая звезда», главными направлениями которого среди прочего станут судостроение и судоремонт, морская логистика, новые технологии переработки леса и природных ресурсов, инновационные подходы к здоровьесбережению.
- Результаты, которые мы хотели бы получить при реализации мастер-плана, уже просчитаны. Это увеличение в пять раз перевалки через порт, на 15% - гражданского судостроения, в ЛПК в два раза увеличить продукцию высокого передела, включая лесохимию. Образование и наука - в два раза увеличить объёмы НИОКРа, - резюмировал губернатор.
Он добавил, что для повышения качества жизни людей делается ставка на строительство нового жилья и развитие инфраструктуры без потери северной идентичности и с минимальной нагрузкой на экологию.