Примерное время чтения: 6 минут
325

Директор северодвинского интерната о том, почему нельзя закрывать детдома

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ в Архангельске №48 26/11/2014
из архива С.Кузьмицкой / АиФ

Как заявил уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов, «интернаты останутся, но они будут специализированными: художественными, музыкальными, спортивными, военными, техническими». Предполагается, что все сироты будут определены в семьи.

Фото: АиФ / из архива С.Кузьмицкой

«Нельзя закрывать детские дома и интернаты, перенятие западного опыта ни к чему хорошему не приведёт, старое разрушим, а новое не построим», - уверена бывший директор северо­двинской школы-интерната для детей-сирот Жанна Трубина. Сегодня в этом интернате 137 воспитанников. В интернате несколько коррекционных классов. Самому интернату уже 58 лет.

Первые проблемы

Более 40 лет Жанна Александровна Трубина отработала в интернате. «Да что там, всю жизнь отдала детям», - устало машет рукой. И хотя на пенсии она уже 6 лет, но по-прежнему живёт практически только новостями из родного «дома». Мы встретились с ней и её бывшими воспитанницами, которые сегодня работают в интернате воспитателями. Это Светлана Кузьмицкая и Анна Бобылева.

Из рассказанного ими понятно, что сегодня ни о каком специализированном интернате речь даже не идёт. И вообще, какая-то каша пока получается. Говорят, что интернат переименуют в Центр временного содержания. По словам воспитателей, цель программы такова: закрыть школу при интернате, детей перевести на обучение в ближайшую общеобразовательную, а в интернате при этом они продолжат жить. Первая партия воспитанников уже отправлена «социально адаптироваться», и даже есть итоги. Нерадостные. «Учителя за головы схватились, просят забрать наших детей назад, они там сложно приживаются, - рассказывает Анна. - И к тому же большая разница между коррекционным классом обычной школы и нашим коррекционным классом. С нашими детьми нужно дополнительно заниматься по специальным методикам, у нас дети с диагнозом. Мы развиваем в них то, что у них получается. Так, у нас 80% детей - участники и победители различных конкурсов, в том числе и всероссийских».

«Сломать легко»

Эти ребята привыкли жить в своём коллективе, здесь есть свои правила, свои традиции, здесь они - дома. И нельзя сказать, что все-все хотят в семью. Немало печальных примеров, когда приёмные родители возвращали воспитанников в интернат. «У нас мальчишка есть, третьеклассник, его два раза брали в семью. И оба раза возвращали. Вы только представьте: он такой маленький и уже столько предательств видел. Как отогреть его душу? Как сделать так, чтобы он поверил взрослым?» - волнуется Анна. Или ещё вспоминают, как для телевидения наряжают девочек и мальчиков, как они рассказывают о своих успехах на камеру. А потом ждут. Ждут, когда придёт «мама». Но никто не приходит. Почему? «Потому что у нас коррекционный интернат и потому что таких детей никто не хочет брать», - отвечает она.

Фото: АиФ / из архива С.Кузьмицкой

«Я считаю, что нужно оставить, как раньше. Если есть потребность взять ребёнка - приходите, педагоги изучат семью, помогут. Но детские дома и школы-интернаты нужны обязательно. Люди, сидящие в правительстве, далеки от реальной жизни. Вот почему они решили, что все интернатовские дети будут нарасхват? - переживает Жанна Александровна. - Мне очень обидно видеть, как ломают систему, которую разработал ещё Макаренко, а потом закрепили другие выдающиеся педагоги. Сломать легко, а вы попробуйте, постройте! Мы бездумно смотрим на Запад, а у нас же другой менталитет. Мало нам того, что уничтожили пионерскую, комсомольскую организации. У ребят же идею выбили из-под ног. Мы уже потеряли два поколения. Сейчас смотришь события на Украине, сердце сжимается: и у нас вполне может получиться такое. Недавно по телевизору коммунист Геннадий Зюганов по полочкам разложил наше будущее, если мы не вернёмся к истокам, к основе, к стержню».

Звонок контр-адмиралу

А ещё эти четыре «мамы» с гордостью и большим волнением рассказывают про своих воспитанников. «А вы помните, Сашка Фёдоров какой замкнутый сначала был, а потом выступал на сцене? - вспоминают, перебивая друг друга. - А Денис Лукьянчук? Сначала еле учился, а потом в научной конференции выступил, и тема какая была сложная: что-то про глобальные проблемы Севера. А Миша Кулик какой рассеянный был? Спрашиваем, мол, ты кем хочешь стать? «Офицером», - сказал, как отрезал. Потом окончил с отличием Военно-Морское училище в Санкт-Петербурге, его отправили служить на Балтийский флот. Он звонит мне (это Жанна Александровна рассказывает. - Ред.) и делится: «Так хочу на Северный флот попасть, а туда только блатников берут». И что сделала Жанна Александровна? Позвонила своему знакомому контр-адмиралу флота, тот сразу всё понял и помог парню. Ещё есть хороший мальчишка - Денис Шишебаров. Поступил в питерский институт и на первом же курсе организовал в студсовете доставку подарков интернатовским детишкам. Несколько сумок и коробок встречали воспитатели от Дениса. «Наши ребята знают, что мы не предадим их и никогда не откажемся от них», - подытоживает Светлана. А Жанна Александровна добавляет с какой-то безысходностью: «А есть ли толк от нашего разговора, если все приказы уже написаны, распоряжения отданы? И никто не думает, что мы можем потерять теперь уже всех детей».

Всё же будем надеяться, что чиновники прислушаются к тем, кто отдавал и продолжает отдавать своё сердце чужим детям.

Справка:

Трубина Жозефина Александровна. Родилась в 1941 г. в Вологде. Окончила Архангельский государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». Заслуженный учитель РФ. 26 лет была директором северодвинской школы-интерната для детей-сирот. Почётный гражданин Северодвинска.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах