В июле исполняется 100 лет со времени, когда в Архангельске был установлен памятник Петру Первому. Это сейчас памятник стоит, никого не трогает. А когда-то вокруг его установки кипели такие страсти!
«Открытие памятника прошло в торжественной обстановке, при многочисленном скоплении горожан, - так писали очевидцы исторического события. - На архангельском рейде выстроилось несколько военных кораблей, отсалютовавших великому реформатору флагами, ракетами и пушечными выстрелами».
Подняться и упасть
Установить монумент Петру в Архангельске решили для того, чтобы увековечить его заслуги перед городом. Ведь именно благодаря Петру Архангельск пережил самый пик своего величия. Столица Поморского края стала не только главным центром международной торговли государства, но и колыбелью российского флота. Именно со стапелей архангельской верфи в Соломбале сошли корабли, начавшие морскую историю нашего государства. И пусть в итоге император разорил город, запретив в 1722 году вести через Архангельск внешнюю торговлю, главный источник пополнения городской казны, но годы славы вошли в историческую память северян сильнее, чем последовавшее за ними столетие упадка.
Денег не нашлось
Архангельская общественность впервые подняла вопрос об установке памятника ещё в 1841 году. Возведение монумента тогда не началось лишь по причине вечного недостатка денежных средств. К вопросу о памятнике вернулись лишь в июне 1909 года в дни торжественного празднования двухсотлетней годовщины победы России в Полтавской битве. Великая петровская Виктория отмечалась тогда на государственном уровне. И каждый регион хотел отметить знаменательную дату по-собому, величественнее других. В Архангельске центром торжественных мероприятий стал домик Петра, построенный еще в 1702 году. В нём Великий самодержец прожил более двух месяцев, наблюдая за ходом строительства Новодвинской крепости.
На празднике, было решено домик «без хозяина не оставлять». Председатель праздничной комиссии Губернатор Иван Сосновский в июне 1909 года поставил перед Городской думой вопрос о возможности приобретения губернским центром памятника Петру Первому. Иван Васильевич предложил приобрести скульптуру Марка Антокольского. Оригинал памятника, отлитый еще в 1872 году, в начале ХХ века стоял в Петергофе. Ввиду приближающихся полтавских торжеств, в парижскую мастерскую скульптора, перешедшую после его смерти к сыну, уже поступило два заказа на изготовление копий. Бронзовые императоры Антокольского должны были быть, по замыслу заказчиков, установлены в Преображенском полку и на площади близ церкви Святого Сампсония в Санкт-Петербурге. Архангельская копия в этом ряду смотрелась бы вполне достойно. К сожалению, денег на памятник, в то время, опять не нашлось. Его установили лишь в 1914 году, к 205-летней годовщине полтавской баталии.
Городской казне данное приобретение должно было обойтись в пять тысяч рублей (примерно 700 тыс. рублей на наши деньги, - ред.) Ещё две тысячи рублей, на изготовление постамента и перевозку скульптуры из Парижа, губернатор Сосновский обязался выделить из собственных средств.
Приют для бомжей
Это была скульптура высотой в два с половиной метра изображает царя в полный рост, в костюме офицера Преображенского полка. Бронзового царя не оставили в Архангельске стоять просто так, водрузив, для большей величественности, на пятиметровый постамент из онежского гранита. Автор постамента, архангельский инженер Сергей Пец, сделал его в виде четырех граней. На каждой из граней указано по одному году - 1693, 1694, 1702 и 1911. Три первых даты - время посещения Петром Первым Архангельска. Четвёртая - год проведения, объявленного городской думой конкурса постаментов. Победителем конкурса стал архангельский инженер С. А. Пец.
Бронзового императора ждала в главном городе Беломорья нелёгкая судьба. На своем месте он простоял лишь шесть лет. В мае 1920 г. большевики в угаре избавления от «всех буржуазных пережитков» стащили Петра с постамента, запихнув в находящийся неподалеку домик императора. На «месте жительства» бронзовой статуи был возведён, практически забытый ныне, «Обелиск памяти жертв Интервенции». Его новая власть холила и лелеяла, подновляя к каждому празднику. Царское же наследие было как-будто забыто, брошено на произвол судьбы. Вот что писала в 1926 г. о тяжкой судьбе петровских реликвий газета «Волна»: «Ночью Домик Петра оживает. В старой карете на оборванном бархате воркует нежная пара. Скрипят железные рессоры. Кандидаты на любовь ждут своей очереди. В темноте вспыхивают огоньки «собачьих ножек», освещая носы с переливами… Старый хозяин дома, каким изваял его гений Антокольского, стоит тут же. Жильцы с ним за панибрата. Ведь он тоже жилец «без ордера». Именно его угол избран жильцами для уборной».
К 30-м годам, домик Петра, превратившийся в приют для бомжей, властям окончательно надоел. В 1932-34 годах его «сплавили» заезжей историко-этнографической экспедиции во главе с первым директором музея-заповедника «Коломенское» Петром Барановским. Почти всё содержимое домика, представлявшее из себя хоть какую-то историческую ценность, было передано в Архангельский краеведческий музей. Туда же попала и статуя императора.
Историческая справедливость восторжествовала лишь после Великой Отечественной войны. В 1947 году Архангельский Горисполком принял историческое решение о восстановлении памятника. На этот раз в сквере возле четвертой школы.
Слава богу, никаких путешествий памятник больше не совершал. Став одним из главных символов Архангельска, он прочно утвердился на своем месте. И не просто утвердился, а даже получил общероссийскую известность, представляя Архангельск на 500-рублевой купюре.